Каменные объекты в публичном пространстве современного Екатеринбурга как часть уральской идентичности
6.09 - 22.10
Дом Метенкова
Урал прочно ассоциируется с камнем, который часто становится центром сакральных смыслов региона. Художник и фотограф Варвара Кузьмина к этой составляющей локальной идентичности обратилась, отталкиваясь в своем исследовании от кинематографа.
Проект пятой участницы арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга отсылает к фильмам супругов Леонида Рымаренко и Веры Волянской — основоположников советской научной кинопублицистики, которые почти полвека проработали на Свердловской киностудии. Их документальные ленты нередко были посвящены камню в том или ином его виде. Этот интерес привел режиссеров к личности ученого-минералога Александра Ферсмана. Так возникла «ферсманиада» Рымаренко и Волянской — трилогия, в которую вошли «Рассказ о камне» (1957), удостоенный Ломоносовской премии и призов на фестивалях в Монтер-Карло и Монтевидео, а также «Воспоминание о камне» (1968) и «Будь полезен человечеству» (1983). О камне повествуют и другие фильмы кинопублицистов.
Варвара Кузьмина в своей работе для «Дома Метенкова» актуализировала творческое наследие режиссеров, сегодня по большей части остающееся недоступным для просмотра. В фильмах Рымаренко и Волянской художницу вдохновили пристальное внимание к свету и цвету в каждом кадре, особая поэтичность и атмосфера картин. Отталкиваясь от описания утраченной ленты «Кладоискатели», Варвара тоже приходит к образу камня, но работает с городским ландшафтом Екатеринбурга. «Я обращаю внимание на каменные объекты в общественном пространстве, которые присутствуют на улицах и площадях, во дворах и парках, в основаниях домов, — комментирует художница. — Камень в каком-то смысле подчиняет себе ландшафт. Так уральская идентичность преломляется в повседневных маршрутах, а город будто бы укрепляется силой камня».
***
Варвара Кузьмина (1982) — фотограф, художник из Владимира. Работает на стыке документальнои? и арт-фотографии, используя инсталляции, видео и перформативные практики. В своих проектах обращается к темам переплетения временных слоев и памяти, исследует пространство и мифологических персонажей, экспериментирует с методом ритуала. Выпускница нескольких образовательных программ «ФотоДепартамента» (Санкт-Петербург), она также училась в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. Варвара — участница выставок в Петербурге, Угличе, Владимире, Тюмени и Екатеринбурге. Лауреат «Молодых фотографов России» (2017), дважды призер конкурса «Точка на карте. Малые города» фестиваля «Фотопарад» (2016—2017). В 2015-м она также была отмечена жюри конкурса репортажнои? фотографии памяти Александра Ефремова. Варя — куратор направления «Фотография» фестиваля «Арт-субъект» во Владимире (2017).