НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Война и мiръ моей жизни». К 95-летию со дня рождения художника А.В. Николаева (1922–2013)

c 9 июня по 1 ноябряМосква
«Война и мiръ моей жизни»
Николаев А.В. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1959–1961,1962 г. Бумага, гуашь. Из собрания Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва)
Николаев А.В. Салон А.П. Шерер. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1969–1970 гг. Бумага, гуашь, белила. Из собрания Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва)
Николаев А.В. Наполеон на Бородинском поле. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г. Бумага, тушь, перо
Николаев А.В. Автопортрет. Храпуново. 27 августа 1968 г. Бумага, карандаш. Из собрания Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва).
Толстовский центр на Пятницкой-12

Выставка из фондов ГМТ посвящена жизни и творчеству выдающегося художника XX века Андрея Владимировича Николаева, которого связывала многолетняя дружба с Государственным музеем Л.Н. Толстого в Москве. С 1953 г. основной темой творчества Николаева стал роман «Война и мир». По признанию художника, это произведение было «заглавной книгой» всей его жизни.

Тридцать лет отдал он кропотливому труду над иллюстрациями к роману. Эта работа стала вершиной его творчества и лучшим иллюстрированием романа Л.Н. Толстого в стране и мире. Художнику удалось переложить партитуру чувств и размышлений героев романа и самого писателя на язык ярких иллюстраций и живописи, визуальных, звуковых, мыслительных ассоциаций.

Большой успех не случаен. Наряду с изучением художественной манеры Толстого мастер глубоко обдумывал содержание и философию великого произведения на протяжении всей своей жизни. Николаев открывал для себя всё новые и новые тайны творчества Л.Н. Толстого.

Двадцатилетним молодым человеком со студенческой скамьи А.В. Николаев попал на фронт, стал военным разведчиком, принял участие в боевых операциях. С боевыми наградами, в звании старшего лейтенанта, он вернулся в Москву.

В 1947 г. поступил во ВГИК на художественный факультет и закончил его с отличием. Ещё студентом, на последнем курсе он начинает работу над иллюстрациями к роману «Война и мир».

На выставке ГМТ представлены работы А.В. Николаева, позволяющие проследить все этапы создания нескольких серий уникальных иллюстраций за 30 лет, начиная с карандашных набросков 1953 г., «матиссовской» серии 60-х годов и оригинальных серий графических чёрно-белых рисунков, выполненных в лучших традициях графики А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере 70-80-х годов.

В своей работе Николаев стремился творить по законам эстетической красоты и гармонии. Он добивался успеха путём особого расположения красок, цвета и света, теней в пространстве, что не удавалось многочисленным иллюстраторам романа – как отечественным, так и зарубежным. Развивая и дополняя цветовые и красочные ощущения Толстого в передаче чувств и настроений героев, художник создал неповторимую художественную «Толстовскую Вселенную» бессмертного романа. В этих работах органично слияние цвета и смысла. Цвет для художника — состояние души, умонастроение персонажей. Следуя заветам гениального писателя, Николаев пытался и во многом сумел «поймать эмоции», воплотить их в зрительные образы.

В 60-е годы А.В. Николаев создаёт иллюстрации к роману «в духе Матисса». Он не копирует манеру знаменитого экспрессиониста, но использует его творчество как отправную точку в решении поставленной проблемы влияния цвета на эмоции человека — «индивидуальный подсознательный уровень». Художник подошёл к воплощению этой идеи чисто эмпирически, эмоционально найдя необходимое решение. Например, «Салон Анны Павловны Шерер» выполнен в цвете тусклых зелёно-серых оттенков, и на их фоне — яркое белое пятно: князь Андрей в кавалерийском мундире.

«Первый бал Наташи Ростовой» в розовом, белом, красном цвете создаёт романтический тон сцены. Рисунок «Гренадёры на Бородинском поле» выполнен в чёткой цветовой гамме: кроваво-красные воротники, чёрные мундиры и кивера, синее небо, белые клубы пушечного дыма. Эту серию рисунков невозможно смотреть без эмоционального подъёма. Зритель словно погружается в атмосферу удивительного фантастического мира. Но художник не остановился на достигнутом. Он идёт дальше по пути замысла Толстого. На смену «матиссовской» серии возникает так называемый «кинематографический вариант» (сказываются годы учебы во ВГИКе), в котором художник раздвигает «перспективу изобразительного ряда рисунков и связывает их между собой непрерывной сюжетной линией».

Каждый тематический узел романа соединён «со сложной экспликацией иллюстраций». Для воплощения всей композиции Николаев выбрал многообразное цветовое решение, но, к сожалению, иллюстрации по техническим причинам невозможно было напечатать. И тогда он заново выполнил работу в чёрно-белом варианте. В 1970 г. Гослитиздат выпустил двухтомник «Войны и мира» с этими уникальными иллюстрациями. На выставке представлена большая часть этой серии.

Эта выставка — дань уважения памяти выдающегося русского художника XX-XXI веков.

Впервые экспонируются иллюстрации к роману «Анна Каренина» из незавершённой серии 70-х годов.

Государственный музей Л.Н. Толстого обладает самой большой коллекцией работ А.В. Николаева, переданных самим художником, а также иллюстраций и рисунков, поступивших после его смерти из частных коллекций.

Материалы из малоизвестного наследия художника предоставлены на выставку А.И. Верстовым. Это портреты Николаева и его жены Анны Николаевны, написанные в 2007 г. Верстовым, личные вещи Николаева — иконы, альбомы, фотографии, кисти, книжная графика к произведениям русских и советских авторов 70-80 гг. Особый раздел — портреты выдающихся исторических деятелей России XIX-XX вв., выполненные Николаевым.

Изобразительный ряд выставки сопровождается цитатами из неопубликованных дневников и воспоминаний А.В. Николаева. Это позволяет по-новому оценить роман как неисчерпаемое наследие Толстого, увидеть с неожиданного ракурса самого художника-иллюстратора, понять его замыслы и открытия и достойно оценить его огромный вклад в историю отечественной иллюстрации.

Государственный музей Л.Н. Толстого приносит искреннюю благодарность А.И. Верстову за деятельное участие в выставке и предоставление материалов из его коллекции.

www.museum.ru/N66647
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Л.Н. Толстого
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", тролл. №№ 5, 15 до ост. "Дом Ученых"
Телефоны:(495) 637-74-10
сайт:tolstoymuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.06.2017  x    ?  


Концерт современной академической музыки в Музее А.Н. Скрябина

Альбин Бруновски и его ученики. Словацкая школа графики XX века

«Приобское: место рождения»: 35 лет подвига

«Живопись старых мастеров: загадки и открытия» в Приморской государственной картинной галерее

Дни Картинной галереи на Морском вокзале

“Ромашковый фестиваль” в Петербургском музее кукол

Выставка «Семья – душа России» в музее-заповеднике "Царицыно"

«Комментарий к старинной гравюре». Графика XVIII века на выставке в Омске

Выставка Александры Якуничевой "Город контрастов" в Петербургском музее кукол

Пейзажи старой Москвы. Акварели из собрания Исторического музея. К 870-летию Москвы

Выставка «Синема Ойл» открывает новый видео-цикл

Великая Отечественная война в фотографиях в Музее хрусталя им. Мальцовых

Выставка "Глаз: эволюция сложного органа" в Дарвиновском музее

Литературный вечер памяти М.А.Шолохова в университете Сока (Япония)

Выставка "Мелодия души" во Дворце конгрессов

XXVIII Международный фестиваль "Праздник Дома"

Провинциальный салон к Дню памяти и скорби в музее-усадьбе Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Выставка «Мозаика эпопеи» в Калининградском историко-художественном музее

Отреставрированная картина «Обращение Савла» Веронезе вернулась в экспозицию

В рамках проекта "Штурм Зимнего". Открытие выставки "Два министерства и Революция"

Традиции гостеприимства в подмосковных усадьбах

К 110-летию со дня основания Дарвиновского музея. Выставка "Десять лет второго века"

Фотовыставка «Спящие в Сен-Дени» в Калининградском историко-художественном музее

Театрализованное дефиле «Готика: новые смыслы». Проект «Ассоциации» в Царском Селе

XXXVI Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове

Выставка «Сезон летающих рыб». Современная тайваньская новогодняя графика

Ко Дню рождения Анны Ахматовой

Открытие покоев фрейлины Воронцовой в Большом Меншиковском дворце

Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru