С давних времён существует благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Традиция украшения яйцами помещений культовых зданий известна в меньшей степени, тем более интересен факт, что для этого использовались страусовые яйца. Суздальский Богородице-Рождественский собор на сегодняшний день – пока единственный, известный в России храм, в котором сохранились подобные предметы на их историческом месте, в относительно целостном храмовом интерьере. Сейчас в соборе четыре паникадила имеют подвесы из «строфокамиловых яиц».
Традиция украшения паникадил различными подвесами была широко распространена на Руси. На страницах описей церковного имущества встречается информация о том, что подвесы могли представлять собой полукруглые чаши, колокольчики и шёлковые кисти, даже кедровые шишки и кокосовые орехи. Часто упоминаются и так называемые строфокамиловы яйца. Название это в переводе на русский язык означает «страусовые» (греч. «στρουθοκάμηλος» – страусовый). Первые упоминания об использовании строфокамиловых яиц специалисты находят в сочинениях преподобного Максима Грека, жившего на рубеже XV–XVI вв. Поэтому вполне можно говорить, что подвешивание страусовых яиц к паникадилам было распространённым явлением уже в XVI столетии. В какой мере этот обычай исторически связан с празднованием Пасхи – сказать сложно. Трудно однозначно ответить и на вопрос о его происхождении.
Подвешивание страусовых яиц к паникадилам было широко распространено на Афоне, а в храмах Кипра их и сегодня можно увидеть в качестве подвесов к лампадам. Такая традиция характерна не только для восточно-христианского мира. Итальянские живописцы Раннего Возрождения фиксировали распространённую у католиков в XIII–XIV вв. практику вывешивания в посвящённых Богоматери храмах настоящих либо искусственных яиц большого размера. В мусульманских мечетях тоже использовали страусовые яйца. Часто они украшали светильники-хоросы или просто висели под потолком.
Можно с уверенностью сказать, что традиция подвешивания в культовых зданиях страусовых яиц имела очень широкое распространение. Суздальский Богородице-Рождественский собор – пока единственный в России храм, в интерьере которого сохранились подобные предметы. Из четырёх паникадил, украшенных подвесами из строфокамиловых яиц, три – висят перед иконостасом, и четвёртое – расположено ближе к западному входу в храм. Оправы всех яиц имеют почти одинаковую конструкцию: круглые металлические диски, расположенные на верхнем и нижнем концах яйца и изогнутые в соответствии с его формой, соединяются между собой узкими металлическими пластинами, закреплёнными при помощи петель. К каждому из дисков крепится кольцо. На нижнее – подвешивается кисть из шёлковых и золотных нитей. Верхнее – служит для крепления всей конструкции к паникадилу. Размеры яиц такие же, как и современного страуса: диаметр 11–12 см, высота 14–15 см. Между собой подвесы различаются по большей части лишь характером отделки металлической обкладки.
По мнению специалистов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, три суздальских строфокамиловых яйца по характеру декора и манере исполнения их металлической оправы можно отнести к XVII столетию. А вот период появления четвёртого яйца на паникадиле собора обозначить точно затруднительно. Он колеблется в пределах XVIII–XIX вв.
Откуда же появились эти столь диковинные для нашей местности предметы? По всей видимости, яйца страусов привозили из стран христианского Востока. И уже на Руси они превращались местными мастерами в декоративные подвесы. Строфокамиловы яйца суздальского Богородице-Рождественского собора, как символ жизни и Творения, вне сомнений, – интересные образцы не только церковного искусства.
P.S. Суздальский Богородице-Рождественский собор – главный храм кремля – входит в число памятников из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построен в 1222–1225 гг. и принадлежит к последнему периоду владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Собор перешёл в ведение музея в 1922–1923 гг. Примерно в то же время в нём прекратились и службы, хотя до 1929 г. ещё продолжал действовать северный Благовещенский придел. Возобновление первых богослужений происходит лишь только в 1990 г. С 1992 г. в соборе проходят службы 2–3 раза в год на большие церковные праздники.
С 15 на 16 апреля в Богородице-Рождественском соборе пройдёт ночная Пасхальная служба.