МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"
ИЗВЕСТИЯ
представляют выставку
РОССИЯ И "ИЗВЕСТИЯ": 100 ЛЕТ ВМЕСТЕ
Выставка будет проходить с 5 апреля по 14 мая в Мультимедиа Арт Музее, Москва (ул. Остоженка, 16)
В этом году легендарная общенациональная газета "Известия" празднует свой вековой юбилей. "Известия" - зеркало эпохи, в котором нашли отражение наиболее важные, яркие, значимые события политической, экономической, международной, культурной жизни.
Проект "Россия и "Известия": 100 лет вместе" - уникальная летопись страны.
Газета менялась вместе со страной. И так же, как страна, переживала непростые времена и периоды расцвета.
С момента своего основания 13 марта 1917 года газета "Известия" транслировала общественно-политический курс эпохи.
Один из первых редакторов газеты, меньшевик Федор Дан открывает II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 7 ноября 1917 года в тот момент, когда начинается штурм Зимнего. Первые декреты советской власти "О мире" и "О земле" были опубликованы именно на страницах "Известий".
Оппонент Дана, большевик, редактор "Известий" Юрий Стеклов был автором первой Конституции СССР 1924 года. Текст Конституции 1936 года написал другой редактор "Известий" - Николай Бухарин. Предшественник Бухарина на посту редактора Иван Гронский придумывает термин "социалистический реализм" и вместе с Максимом Горьким стоит у истоков Союза писателей СССР.
Главный редактор 1980-х Иван Лаптев добивается революционного решения ЦК КПСС и Верховного Совета СССР о прекращении рассмотрения анонимных писем - практика доносительства, существовавшая с периода массовых репрессий, была пресечена благодаря "Известиям".
Коллектив "Известий" в 30-е годы сталинского террора также пострадал. Шесть редакторов были репрессированы, не говоря уже о десятках рядовых сотрудниках. Так, Николай Бухарин 27 февраля 1937 года был арестован прямо в своем кабинете. А через год газета опубликовала последнее слово подсудимого Бухарина, который раскаивался в "злодейских преступлениях", совершённых "правотроцкистским блоком"...
Даже главный редактор газеты эпохи "оттепели", зять и доверенное лицо Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва - Алексей Аджубей, который вёл в Ватикане переговоры с папой римским Иоанном XXIII о возможности заключения соглашения между Советским Союзом и Ватиканом, обсуждал с президентом США Джоном Кеннеди возможности смягчения политического и военного противостояния, потеряв пост, получил запрет на профессию - 25 лет. Вплоть до конца 1980-х он не имел права даже подписывать статьи и сценарии своим именем.
Именно при Алексее Аджубее, возглавлявшем газету с 1959 года, "Известия" становятся рупором демократических перемен, которые начались в стране после ХХ съезда КПСС - съезда десталинизации.
В "Известиях" публикуются эксклюзивные материалы лучших журналистов страны. В 1961 году, вернувшись в Москву после полёта в космос, Юрий Гагарин приезжает именно в редакцию на Пушкинской. "Известия" выпускают книгу о первом космонавте 300-тысячным тиражом уже на следующий день после его полёта.
Благодаря своему особому статусу "Известия" могли осуществлять журналистские проекты, невозможные ни в какой другой газете того времени. "Известия" были новаторами и лидерами в сфере СМИ, идеально попадая в нерв эпохи. Здесь рождается знаменитая рубрика "Письмо позвало в дорогу" - журналистские расследования, направленные против бюрократического произвола чиновников. Известинский отдел писем превратился в уникальный проект - в разных регионах страны работали 27 общественных приемных. Благодаря статьям в "Известиях", реагирующим на судьбу каждого конкретного "маленького" человека, амнистируются тысячи незаслуженно пострадавших людей. Газете открывается беспрецедентный кредит читательского доверия: тиражи достигают рекордных показателей - 10 миллионов экземпляров. За "Известиями" стоят очереди, на газету подписываются семьями.
Впервые в истории советской прессы в "Известиях" было запущено воскресное приложение - "Неделя", созданное по тому же принципу, что и приложения к крупнейшим европейским газетам, - с рецензиями, фотографиями, поэзией и прозой, рисунками и карикатурами. В разные годы в "Известиях" публиковались лучшие писатели, поэты, журналисты, художники: Владимир Маяковский, Максим Горький, Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Константин Симонов, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и многие другие. А Борис Ефимов, знаменитый график и патриарх советской карикатуры, работал в "Известиях" 86 лет! В экспозицию включена газета 1922 года с оттиском его первой карикатуры, а также его работы, созданные специально для издания.
На выставке представлены уникальные документы из архива спецотдела, хранившиеся под грифом "секретно": закрытая переписка со Сталиным и ЦК партии, руководителями наркоматов и министерств, спецкорами газеты за рубежом, а также артефакты, среди которых, например, печатная машинка Николая Бухарина и редакционное удостоверение 1940 года выдающегося фотографа Михаила Прехнера, работавшего в "Известиях" до своей гибели в августе 1941-го, и др.
Важнейшей частью выставки, конечно, являются фотографии. С момента своего основания "Известия" славились одним из сильнейших в стране фотоотделов. Фотокорреспонденты газеты создали уникальную хронику военных лет - работы Дмитрия Бальтерманца, Самария Гурария, Георгия Зельмы, Георгия Самсонова, Павла Трошкина сегодня известны и признаны во всем мире.
Штатные фотокорреспонденты "Известий" Константин Кузнецов, Анатолий Скурихин, Николай Петров, Сергей Смирнов, Александр Стешанов, Виктор Ахломов были одними из тех, кто вписал важнейшие страницы в фотолетопись страны.
В экспозицию вошли как оригинальные номера "Известий", в том числе за 1917-1918 годы, так и репринты разных номеров газеты за 100 лет её существования, а также типографские стереотипы с первыми документами советской власти - Декретом о мире и Декретом о земле.
В музее демонстрируются фрагменты документальных фильмов о работе редакции, в том числе кадры из фильма 1924 года "Микроб коммунизма", в котором рассказывается, каким был процесс создания газеты 90 лет назад.
Посетители МАММ могут не только изучить архивные подшивки "Известий", но и прочитать свежие выпуски газеты, которые ежедневно будут привозиться из типографии, пока будет работать выставка.