МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ФОТОГРАФИИ И МУЛЬТИМЕДИА ИМЕНИ РОДЧЕНКО
представляют выставку
"Непосредственная фотография: дневник и автопортрет. Мастерская Игоря Мухина"
Куратор: Анна Зайцева
Выставка будет проходить с 17 марта по 2 апреля в Мультимедиа Арт Музее, Москва (ул. Остоженка, 16)
В рамках X Московской международной биеннале "Мода и стиль в фотографии-2017" МАММ представляет проект студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко "Непосредственная фотография: дневник и автопортрет. Мастерская Игоря Мухина". В выставку вошли работы студентов первого курса - Евгения Музалевского, Софии Панкевич, Никиты Пономарева и Екатерины Пряничниковой.
Этой выставкой МАММ продолжает отмечать 10-летний юбилей Школы Родченко и отдает дань огромному вкладу, который внес в этот образовательный проект Игорь Мухин - один из самых ярких и влиятельных современных фотографов, с которым МАММ связывают многолетние дружба и сотрудничество. Мухин является одним из старейших преподавателей школы. На протяжении многих лет он ведет мастерскую "Непосредственная фотография" и традиционно дает своим первокурсникам задание - создать фотографический автопортрет и дневник.
По признанию мастера, все задания, которые получают студенты его курса, в прошлом пройдены им самим. "Это задание - довольно непростое именно для фотографа, зачастую "подглядывающего" за чужой жизнью на улице или наблюдающего ситуации в приватной среде. В этом задании он вынужден резко перевернуть камеру на себя, превратиться из наблюдателя в наблюдаемого. Так неожиданно поступил я сам в конце 80-х годов. Уже трудно сказать, что именно повлияло на меня, возможно размышления "кто я" во время съемки проекта про молодежь и рок, возможно проект Шульгина и Леонтьева, который разворачивался у меня перед глазами в конце 80-х. Серию "Автопортрет" я показал на огромной отчетной выставке "150 лет фотографии" в Центральном Манеже. Чуть позже открылся железный занавес, и стало возможно посмотреть, как над подобными проектами работали Ли Фридлендер, который снимал его на протяжении всей жизни; Роберт Франк с книгой "Американцы", где последняя картинка в книге - семья фотографа в автомобиле, итог двухлетнего путешествия по Штатам. Открылся опыт Мэпплторпа, Хельмута Ньютона, Ральфа Гибсона, Ларри Кларка, Жанлу Сьеффа, Куделки, Картье-Брессона и других важнейших авторов".
Сегодня, когда на смену традиционному автопортрету приходят селфи, созданием которых увлечены миллионы владельцев телефонов с фотокамерами, еще интереснее увидеть, что на эту тему может сказать художник и фотограф.
Со временем Игорь Мухин расширил рамки автопортрета, дополнив его заданием "Дневник" - "приватным наблюдением за собственными вещами, едой, видом за окном, передвижением в пространстве и т.д." Дневник и автопортрет позволяют студенту раскрыться, а мастеру - понять, чем живет его ученик.
Работая над автопортретом, София Панкевич почувствовала невозможность ограничить его только лишь собственным изображением: "Я решила снять самых дорогих для меня людей. Ведь в каком-то смысле мы все состоим из частей друг друга". Совмещая в одном изображении свои собственные черты с чертами матери, София не пользовалась никакими хитроумными приемами - это именно "непосредственная фотография", созданная с помощью обычного зеркала, хотя с первого взгляда это понять невозможно.
Фотографии Екатерины Пряничниковой совсем не похожи на то, что обычно снимают на мобильный телефон, - но получены именно с помощью этого гаджета: в отличие от большой камеры, он всегда под рукой. "Спонтанность, легкость, способность уловить эмоциональность, мимолетность и естество момента - это то, что мне было нужно в работе над проектом".
Проект Евгения Музалевского - блокнот с дневниковыми записями, рисунками и вклеенными фотографиями. Блокнот кажется совершенно реальным, хотя как объекта его никогда не существовало. На протяжении трех месяцев Музалевский вел дневники и документировал повседневную жизнь, используя разные визуальные медиа - рисунок, видео, фотографию. Все эти документальные потоки существовали отдельно и независимо друг от друга - на разных носителях - и объединились в цельное повествование и в одной материальной оболочке (блокноте) лишь позже и в цифровой форме, посредством компьютерного монтажа. Монтаж становится в этом проекте аналогом того, как работает человеческая память, как мы реконструируем прошлое и собираем его в цельный образ. "Мне показалось интересным собрать образ истории, не столько приближенный к документально точному отражению действительности, сколько поговорить о невозможности отражения действительности как таковой. Изучая архивные записи и изображения, мы имеем возможность увидеть только лишь обрывки событий, вырванных из контекста, где осколки фраз, фотографии и рисунки заставляют испытывать что-то смутное, не сходное с нашим реальным опытом в прошлом - память не способна точно воссоздать цельную картину.
Фотодневник Никиты Пономарева позволяет зрителю проникнуть в "зону комфорта" автора. Серия включает сценки из личной жизни, благодаря которым фотограф, используя наиболее удобный для него визуальный язык, переосмысливает окружающую повседневность.