Галерея "Ковчег" приглашает на открытие выставки ПРОДОЛЖЕНИЕ "БЫТИЯ".
Общество художников "Бытие" было организовано в 1921 году небольшой группой молодых художников, кончавших 2-ые Свободные Художественные мастерские (теперешний Вхутемас). В 1924 году в молодое общество, уже имевшее за собой две выставки, благоприятно встреченные, влилось "Новое Общество Живописцев" (НОЖ). В 1926 году с "Бытием" соединилась также часть расколовшегося "Бубнового Валета" (Московские Живописцы). Параллельно с этим шла работа среди Вхутемасовской молодежи, из каковой "Бытие" состоит в настоящее время наполовину.
"Бытие" не является обществом в обычно понимаемом смысле. Общность установки, глаза и средств делает его более схожим со "школой" в итальянском или голландском понимании. Не индивидуализм, а коллективизм, в целях создания общего всем своим членам типа станковой вещи, определяет структуру "Бытия", не распыление изобразительных средств своих членов, а наоборот - сосредоточение их в одном русле, ведет к накоплению коллективного опыта, чем повышается общая квалификация и качественность отдельной продукции.
…Художники "Бытия" не раз брались формулировать принципы своего сосуществования. Они убежденно отвергали радикальные позиции левого искусства, прежде всего абстракционизма и конструктивизма, стремясь наполнить новым тематическим содержанием "безыдейную" станковую живопись предреволюционного "Бубнового валета". Впрочем, считать деятельность общества предвестием соцреализма нет оснований. "Лозунг крепкого, реалистического искусства" не имел ничего общего с восторжествовавшей в скором времени иллюзионистской эстетикой, а призывы к усилению социального значения живописи не предполагали казенного мифотворчества.
Первые вехи истории объединения изложены в каталоге выставки 1927 года. Незадолго до того к "Бытию" примкнула группа "Московские живописцы" во главе с Александром Куприным, Александром Осмеркиным и Петром Кончаловским (последний был избран почетным председателем общества). Вскоре группа молодежи, возглавляемая Осмеркиным, выделилась в объединение "Крыло", а весной 1929 произошел раскол "по линии уточнения основных задач и целей". Одни авторы перешли в Ассоциацию художников революции (АХР), другие - в Общество московских художников (ОМХ), оставшиеся провозгласили курс на производственное искусство. Реорганизацией в эфемерное Общество советских станковистов-оформителей (ОССО) в 1930 году завершились хроники "Бытия", но не творческие биографии его участников.
Как часто бывало в истории российского искусства, публичные заявления отражали не совсем то, что действительно связывало членов объединения. По прошествии времени все более понятны истинные принципы творчества, общие для многих живописцев "Бытия" - особенно, если разглядывать те работы, что были выполнены не в пору молодости, а много позже, когда само существование каких-либо содружеств сделалось невозможным. Обнаружить недекларативную, внутреннюю близость устремлений стремится и нынешняя выставка, героями которой стали шестеро участников "Бытия".
К сожалению, реконструировать полные творческие биографии многих художников сегодня невозможно - даже из числа тех, кто включен в предлагаемую ретроспективу. Почти нет ранних вещей Каптерева, от наследия Кузнецова в Москве осталось несколько десятков поздних экспериментов в энкаустике…
И все же приметы родства различимы. Романтическая приподнятость, намеренная примитивизация форм, камерность сюжетов, внимательное отношение к градациям цвета и постоянное избегание социального пафоса - того самого, на необходимости которого настаивали авторы манифестов "Бытия". Современная художникам действительность отражена слишком образно и даже метафорически, чтобы считать их работу исполнением идеологического заказа. Никто из них не стоял в оппозиции к власти, но творческие задачи настолько не совпадали с казенными директивами, что лишь уход "в тень" мог в какой-то мере избавить от оргвыводов.
Именно сопоставление поздних произведений нескольких живописцев - не проследовавших "Бытие" транзитом в череде иных скоротечных объединений, но в нем начинавших или развивших здесь прежние идеи, - и дает возможность осознать первопричины их единомыслия в годы молодости.
На выставке представлены: Ростислав Барто (1902 - 1974), Александр Глускин (1899 - 1969), Григорий Зозуля (1893 - 1973), Валерий Каптерев (1900 - 1981), Михаил Кузнецов (1883 - 1962), Николай Лаков (1894 - 1970).
Открытие выставки состоится 21 декабря 2001 года в 19.00 в помещении Делового центра по адресу: ул. Усачева, 62, стр. 1 (м. "Спортивная"; вход со стороны ул. 10-летия Октября). Экспозиция будет открыта до конца января 2002 года.