НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Европа II половины XIX века в фотографиях

c 18 декабря 2001 по 3 февраля 2002Москва
Новое здание Отдела личных коллекций. Вид с Волхонки
Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина приглашает Вас на вернисаж выставки "Образ Европы. Фотография II-ой половины XIX века (Коллекция М.Я.Виллие)" из собрания Российского государственного архива литературы и искусства.

На выставке впервые экспонируются более 100 уникальных альбуминовых отпечатков середины 50-х - 80-х годов XIX столетия из коллекций действительного члена Императорской академии художеств Михаила Яковлевича Виллие (1838-1910), собранные им во время проживания за границей в 1865-1885 гг. Это виды городов Германии, Италии, России, Франции и других стран Европы; памятники архитектуры, пейзажи, портреты, и жанровые сцены.

Материалы для историко-документальной выставки "Образы Европы. Фотография II-ой пол. XIX века (коллекция М.Я.Виллие)" предоставлены Российским государственным архивом литературы и искусства.

Фотографии из собрания художника и коллекционера Михаила Яковлевича Виллие, хранящиеся в РГАЛИ, никогда прежде не выставлялись. Публикация этих снимков важна для истории ранней фотографии, интересной своими техническими и художественными особенностями.

Михаил Яковлевич Виллие (1838-1910) много путешествовал, что объясняет столь разнообразную тематику фотографий. Окончив Николаевское юнкерское училище в Санкт-Петербурге, М.Я.Виллие служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Он очень рано увлекся рисованием, и, выйдя в отставку в 1862 году, решил всецело посвятить себя искусству. В качестве вольнослушателя он посещал Академию художеств, и уже через год ему было присвоено звание художника.

Двадцать лет, с 1865 по 1885 год, М.Я.Виллие провел за границей, десять из которых - в Париже. На родину он приезжал очень редко. За представленные им на российскую академическую выставку в 1868 году работы Виллие получил звание академика. В 1885 году художник возвращается в Россию, где, поселившись в Ярославской губернии, изучает русскую историю, искусство, этнографию и археологию. Основным сюжетом его работ становятся памятники древнерусской архитектуры. М.Я.Виллие был одним из активнейших членов Общества русских акварелистов, а в 1903 году - удостоен почетного звания действительного члена Императорской Академии художеств.

За границей М.Я.Виллие приобретал фотографии памятников архитектуры, городских и деревенских пейзажей, жанровых сцен, различных национальных и социальных типажей. Подобные снимки были необходимы художнику, отдававшему предпочтение пейзажам и архитектурным мотивам. Фотографии служили ему рабочим материалом, о чем ясно свидетельствуют контурные следы карандаша на оборотной стороне некоторых фотоснимков. Такая практика использования фотографий была широко распространена среди художников того времени.

Большинство фотографий из коллекции Виллие анонимные, но можно с уверенностью сказать, что по своему художественному уровню они близки к работам таких мастеров, как Шарль Марвиль или Роберт Макандерсон. Путешествуя по европейским столицам, художник не мог пройти мимо витрин фотографических магазинов, привлекавших внимание как обывателей, так и любителей искусства. Снимки из коллекции Виллие дают представление об образе жизни европейцев той эпохи и о том, какой была ранняя фотография.

Во второй половине XIX века занятие фотографией требовало знаний в области оптики и химии, аппаратура была громоздкой и дорогой. Поэтому распространенные в то время упреки в адрес фотографии как легкой "техники для бездельников" во многом несправедливы.

К середине XIX века в Европе дагерротип (фотографическое изображение на металле) сменили техники калотипа и коллодия (бумажные и стеклянные негативы). Позитивы печатались чаще всего контактным способом на альбуминовой бумаге, что со временем придавало многим фотоснимкам глубокие теплые тона. Поначалу выдержка при съемке была длительной (порой она могла достигать 20 минут). Чтобы контролировать действия фотокамеры, мастерам приходилось прибегать ко многим ухищрениям. Так, небо на ранних пейзажах, часто чересчур светлое, ретушировалось от руки, или же два отдельных негатива с изображением земли и облаков совмещались на одном снимке. Зачастую вмешательство автора было столь значительным, что отпечаток разительно отличался от негатива.

Одна из особенностей ранней фотографии - ощущение времени. На многих снимках от человеческих фигур остаются лишь тени, а быстрые воды реки или трепещущие на ветру листья создают некоторую "размытость" изображения. Архитектура, напротив, была наиболее благодарной моделью для фотомастера, оставаясь незыблемой и строгой. Движение иногда оказывалось "смазанным", что передавало само дыхание города, кипение ярмарочной толпы, пульсирующий ритм шагов прохожего. Эти особенности фотографии, наряду со светотеневыми контрастами, в то время часто считались недостатками; современному же зрителю именно эти эффекты подчас доставляют наибольшее удовольствие.

Глядя на фотографии XIX столетия, невозможно не заметить их связь с живописью. Жанровые снимки напоминают полотна Милле или Коро, а фотопейзажи отсылают зрителя к произведениям художников Барбизонской школы. "Картинность" этих фотографических композиций не только неизбежна, но и необходима для того, чтобы сюжет был понятен и узнаваем.

Фотохудожники не имели технической возможности мгновенно запечатлеть увиденное. Моделям приходилось подолгу позировать, отчего фотографиям этого времени, в том числе жанровым, присущ несколько театральный эффект. Даже когда фотографии носили "репортажный" характер, их порой старались привести в соответствие с живописной традицией. Результатом явилось широкое распространение своего рода "лубка от фотографии". Замечательные примеры таких "театральных сценок" мы видим на снимках итальянских мастеров, таких, как Карло Найя.

Но в некоторых жанрах, например, в пейзаже, фотохудожники были гораздо меньше скованы изобразительными схемами. Фотографический пейзаж, подобно живописному, также стал областью интенсивных формальных поисков. Не будучи стеснены официальным заказом, фотографы могли позволить себе "вольности", подчас напоминающие живописные эксперименты Сислея или Моне. В другом типе фотопейзажа - топографическом, - мастер стремился максимально точно запечатлеть различные местности. Предшественниками подобного рода снимков были классическая ведута, фактически замененная фотографией, гравюры и рисунки документального характера. Работы, представленные на выставке, отражают обе тенденции.

Эти фотографии подчеркивают уникальность каждого объекта, будь то памятник архитектуры, гуляющая толпа, заброшенный дворик или старое дерево. Фотография почти магическим образом переносит нас в другое время и в другое пространство. Это увлекательное путешествие не только по реальным странам, но и по некой "воображаемой Европе", поскольку в фотоснимке, как и в других произведениях искусства, не просто воссоздается облик предмета, но и творится его образ. При этом фотография убеждает нас в том, что мы видим все "как оно было на самом деле".

М.Я.Виллие, скорее всего, и не подозревал, каким удивительным богатством окажутся собранные им фотоснимки полтора столетия спустя. На них европейские провинции и столицы предстают совершенно иными. Это давно ушедшее очарование "старой доброй Европы", довоенной, уютной, традиционной, вызывает ностальгическое ощущение присутствия в особенном, далеком мире. В таком мире, каким он был задолго до нашего рождения.

Вернисаж состоится 18 декабря 2001 г. в 16.00. Выставка будет работать с 19 декабря по 3 февраля 2002 года.

Аккредитация по тел. 202-8481, тел./факсу 203-4389.

www.museum.ru/N6502
Ваше мнение »»

»»Отдел личных коллекций
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 10
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-16-10
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:;


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Град Петра в судьбе Ф.И. Тютчева"

Франц Рубо. Картины для всеобщего обозрения

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru