НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии»

21 декабря 2016Омская область
Выставка «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии»
Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

В год 300-летия Омска и в день рождения Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля 21 декабря в Генерал-губернаторском дворце начинает свою работу масштабная долговременная выставка «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии». В апреле 2016 года проект стал победителем XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музейный дизайн».

Наше желание меняться направлено на создание нового образа Генерал-губернаторского дворца, памятника истории и культуры, за счет размещения в нем предметов дворцового искусства в современном прочтении под руководством омского концептуального художника, известного во всем мире транслятора сибирской идентичности и иронического взгляда на повседневную жизнь Дамира Муратова. Свою роль в работе над новой экспозицией он определил как «художник-оформитель – не дизайнер». Подобно тому, как иллюстратор создает изображения к литературному тексту, Д. Муратов своими работами-цитатами и авторскими сувенирами дополнил текст музейной выставки с заданной сюжетной линией романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Принципиальным стал выбор техники исполнения – рисование эскизов карандашом и кистью как возврат к подлинному и настоящему искусству.

Новая экспозиция метафорически отзывается на актуальный вопрос: «Что такое музей изобразительных искусств?» Ответ эффектно и общедоступно помог дать роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» – сатирическое произведение о формировании советских музеев путем конфискации крупнейших собраний искусства. Книга приоткрыла тайну притягательности работы сотрудников музея. Они занимаются «поиском сокровищ», но идут по пути главного героя литературного произведения Остапа Бендера наоборот: уже имея стул, ищут информацию о нем и весь гарнитур в других собраниях.

Но выставка не только о стульях. Популярно-тематическая экспозиция рассказывает почти детективные истории о национализации и обезличивании знаменитых дореволюционных коллекций и обстановке богатейших дворцов Петербурга и Москвы, создании Государственного музейного фонда и распределении сокровищ по всему Советскому Союзу, сохранении и реставрации памятников культуры и возвращении добрых имен их прежним владельцам.

Первый зал «Брак по расчету» преимущественно посвящен коллекции князей Юсуповых, в лучшие годы вызывавшей зависть даже у российских императоров, а после октябрьской революции 1917 года обогатившей собрание Государственного Эрмитажа. В этом тематическом разделе представлены произведения искусства, названные спасавшими их специалистами Государственного музейного фонда «достоянием республики».

Именно этот зал отвечает на вопрос «Что такое музей?». Экспонаты наглядно представляют историю создания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Его основатель и первый директор Федор Васильевич Мелёхин всего лишь за год упорной работы сумел организовать из художественного отдела Западно-Сибирского Краевого музея самостоятельную картинную галерею. Причем именно его личное видение определило, «каким быть новому музею». Он стремился создать «кабинет редкостей» в Сибири, «где художественных запросов у масс почти еще не существует, где только что начинается работа по эстетическому воспитанию, там особенно необходимо стимулировать таковые запросы импозантностью коллекций, допуская иногда ради этого между подлинниками и подделку, если она красива, близка к подлиннику и может импонировать массе своей декоративностью» (из письма Ф.В. Мелёхина). Таким образом, задача первого зала – рассказать о профессии музейного хранителя.

Второй зал «Контора пишет» представляет живописную коллекцию канцлера А.М. Горчакова, а также документы, находящиеся в свободном доступе и открытые для самостоятельного изучения. Здесь каждый может сесть за стол архивариуса, полистать описи национализированных коллекций и увидеть «ордера» на распределение сокровищ. Архивные документы содержат не только сухие исторические факты, но и эмоциональные переживания, которыми хочется поделиться. Экспозиция дополнена книгами и альбомами по истории музея и дворца. Следуя сюжеты романа «Двенадцать стульев», зритель попадает к архивариусу Варфоломею Коробейникову и находит ордера на распределение предметов мебельного гарнитура по городам Советского Союза. Таким образом, второй зал рассказывает о профессии научного сотрудника музея – историка и искусствоведа по образованию, работающего с архивными документами с целью выяснения «биографий» предметов и их владельцев.

Третий зал «Богатство, бьющее через край» знакомит с масштабом распространенности вкусов Эллочки-людоедки. На примерах подделок, подражаний и копий, обеспечивающих потребность людей в статусных вещах, музей ставит зрителя перед выбором – быть или казаться? Здесь поднимается вопрос о коммерческой оценке предмета искусства и дается возможность ознакомиться с каталогами всемирно известных аукционных домов. Согласно сюжету романа «Двенадцать стульев» зритель попадет в «будуар Эллочки-людоедки». Третий зал рассказывает о профессии музейного эксперта и проблемах атрибуции неизвестных и анонимных произведений.

Четвертый зал «По долгу службы» рассказывает, какие стулья «вскрывали» музейные реставраторы, и что они там нашли, какие секреты хранит музейный шкаф и ко всем ли замкам музейные специалисты изготовили ключи-отмычки. Здесь демонстрируются предметы, находящиеся в процессе реставрации, и отчетные фотодокументы, позволяющие заглянуть внутрь музейного экспоната. Зрителю предоставляется возможность осознать, почему на музейном стуле нельзя сидеть, из музейной чашки нельзя пить, а в музейную вазу нельзя ставить цветы. Следуя за развитием сюжета романа «Двенадцать стульев», зритель попадет в «Музей мебельного мастерства». Здесь демонстрируются прошедшие комплексную реставрацию предметы мебельного гарнитура фирмы братьев Гамбс, ранее украшавшие интерьеры Мраморного дворца Санкт-Петербурга.

В пятом зале «Клубный стул» посетители узнают, какие экспонаты можно считать «бриллиантами» омской коллекции. Инкогнито сохраненные в Сибири императорские коллекции теперь раскрывают свои тайны. Произведения, представленные в этом разделе путеводителя по выставке, объединены по принципу «самые-самые», как наиболее известные и прославленные экспонаты Музея имени М.А. Врубеля. Пятый зал показывает профессию экскурсовода. Здесь можно познакомиться с принципом: «вы не узнаете, что является шедевром, пока вам это не объяснят». Почти каждый экспонат музейной коллекции содержит в себе большое количество информации. Явной она становится только в результате исследования. Выставка поясняет, в чем состоит работа научного сотрудника, хранителя, педагога, гида, в чем ее прелесть. Каждый день понемногу изучая экспонаты и влюбляясь в некоторые из них, сотрудники музея углубляются в их собственную и владельческую биографию… Постепенно они становятся драгоценными для них, а после просветительской деятельности приобретают статус всеобщих сокровищ.

Шестой зал «Союз меча и орала» посвящен Омску и провозглашению его «третьей столицей» при Верховном правителе России А.В. Колчаке. Экспонаты рассказывают об омских дореволюционных собраниях искусства, коллекционерах и их судьбах. Этот зал знакомит с профессией краеведа. Здесь демонстрируются предметы из омских коллекций, завещанные и переданные в дар городу. В их числе собрания восточного искусства. Впервые после реставрации на выставке показаны два вышитых китайских панно в бархатных рамах, переданных в музей П.В. Вологодским, председателем Совета министров при Верховном правителе России адмирале А.В. Колчаке. Зрителю представлены иранские предметы в технике чеканки по металлу из коллекции В.В. Едличко, старшего председателя омской судебной палаты, тайного советника, мецената и учредителя «Омского общества художников и любителей изящных искусств Степного края». Коллекция китайских ваз позволяет рассказать о собирательской работе Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. Впервые единым комплексом демонстрируются предметы из упраздненного в 1932 году Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля.

www.museum.ru/N64631
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
сайт:www.vrubel.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 18.09.2019  x    ?  


Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка "Транспорт России. Сквозь время – в будущее" в Музее современной истории России

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Саратовский областной музей краеведения на фестивале «Укек. Один день из жизни средневекового города»

«Тайна природы». Выставка произведений Татьяны Образцовой

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В Сарапуле отметят 110-летие старейшего музея Удмуртской Республики

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"Невавилонская библиотека"

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru