С 14 декабря и до конца 2016 года в Музейном городке ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет детский фестиваль «Новогодний арт-поход».
Детям предлагается однодневный маршрут, во время прохождения которого им надо найти по одному специально отобранному экспонату в каждом из пяти действующих зданий – в Главном здании, «Мусейоне», Галерее искусства стран Европы и АмерикиXIX–XX веков, Отделе личных коллекций и усадьбе князей Голицыных. Карта для поиска экспонатов выдается ребенку, не достигшему 16 лет, на кассе вместе с бесплатным входным билетом. Сопровождающий ребенка взрослый приобретает билет за 300 рублей (при наличии льгот – 150 рублей).
Нашедший все пять предметов получает специальный приз – годовой абонемент на посещение Пушкинского музея в 2017 году (для ребенка). Он выдается в обмен на билет и заполненную карту. Взрослый для сопровождения ребенка с абонементом получает входной билет по меньшей стоимости – 150 рублей (при наличии льгот – бесплатно).
Экспонаты, которые требуется найти:
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, Волхонка, 14
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897
Тебе приходилось видеть настоящую балерину? В красивой балетной пачке, на пуантах, с аккуратной прической. Если ты видел ее на сцене, то вряд ли тебе удалось внимательно ее рассмотреть. Ведь балерина почти не стоит на месте, она все время в движении. Ее лицо трудно разглядеть из зала во время танца, увидеть, какого цвета у нее глаза или сережки в ушах. Французский художник, с которым мы сейчас познакомимся – Эдгар Дега – рисовал танцовщиц, но совсем не хотел, чтобы ради него они останавливались и замирали в сложных позах. Ну, представь себе, – кружится балерина, а художник ей: «Замри, я тебя рисую». Долго ли она простоит на одной ноге? Эдгару Дега очень нравилось рисовать своих героинь в движении, поэтому он рисовал балерин с натуры, во время танца, спрятавшись за ширмой, чтобы не мешать их занятиям.
Усадьба Голицыных, Волхонка, 14, стр. 5
Пётр Айду. Трансформация звука
Эта инсталляция – лабиринт, проходя сквозь который зритель погружается в перманентное звучание. Лабиринт представляет собой своеобразный «звуковой лес» из висящих предметов – картонных, бамбуковых, алюминиевых, стальных и пластиковых трубок разного диаметра, деревянных и металлических стержней, резаной бумаги. Все материалы организованы в отдельные шумовые паттерны, расположенные в определенной последовательности в пространстве лабиринта. Логика этой последовательности основана на постепенном тембральном переходе от одного типа материала к другому. Два этажа – как две части симфонии. Когда посетитель проходит через лабиринт, он становится исполнителем музыкального произведения, подвешенные в лабиринте предметы – музыкальными инструментами, а само пространство – партитурой, организующей музыкальную форму.
Главное здание, Волхонка, 12
Жан Франсуа ван Даль. Приношение Флоре. 1799
В давние времена в Древней Греции рассказывали, что Весну всегда сопровождает богиня цветов Флора.
Французский художник Жан Франсуа ван Даль решил преподнести дар этой богине и написал картину «Приношение Флоре» с изображением самого приятного и важного для нее – цветов. На картине огромные букеты стоят в каменной вазе, в глиняных кувшинах и плетеных корзинах – маленькие соцветия и большие бутоны, распустившиеся цветы, увядшие и засушенные. Они белые, нежно голубые, синие, розовые, ярко красные, бордовые и даже полосатые. Можете сказать, как они называются? Здесь есть роза – царица цветов, – пионы, незабудки, нарциссы, сирень и ромашка, похожая на солнышко.
Возможно, в этой цветочной композиции зашифровано какое-то тайное послание для Флоры, и мы должны его разгадать? Главная подсказка в названии. Незабудка – это на память. Нарцисс – имя прекрасного греческого юноши, которому больше всех людей нравился он сам. Сирень – имя греческой девушки, Сиринги, которая обернулась растением, чтобы спастись от Фавна.
Отдел личных коллекций, Волхонка, 10
Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Девочка и гусыня с гусятами. 1917
Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили), 1862–1918) – грузинский художник-самоучка, передавал в своих произведениях особый мир, увиденный с детской непосредственностью и, одновременно, с философских позиций умудренного опытом мыслителя и философа. Представитель примитивизма, он был источником вдохновения и путеводной звездой для всех наивных мастеров последующих поколений, будь то писатели или художники. Самого же Пиросмани, выросшего в традициях уходящего мира, певца – и творца! – новой, городской жизни, следует признать последним представителем старого искусства и первым представителем модернизма.
Мусейон, Колымажный пер., д. 6, стр. 2
Путеал. VIII–IX вв.
Путеал – это каменное ограждение колодца. Такие ограждения сооружали с древних времен – еще в эпоху Античности. Но перед нами представитель раннего Средневековья (XIII–IX века). Этот путеал – наследие лангобардов («длиннобородых») – германского племени, обосновавшегося на севере Италии. У многих древних народов вода считалась священной, по их представлениям, из нее произошло все живое, вся жизнь. В особые ритуальные дни воде приносили жертвы: хлеб, молоко, а иногда и животных. Источники и колодцы тщательно охранялись.
Тема рельефов путеала – возникновение жизни из воды. Волна в нижней части путеала символизирует водный хаос. Из хаоса зарождается космос – организованный, «красиво устроенный» мир, представленный на рельефе в виде шесть арок. Внутри арок размещены кресты. В нишах, образованных этими крестами – пальметты (растительный орнамент), символизирующие древо жизни, дисковидные элементы, знаки солнца и луны, между арками – ветви. Древний орнаментальный мотив плетенка символизирует слияние двух противоположных начал в единое целое.
Скачать карту новогоднего арт-похода