НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Последователь Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации

c 11 ноября 2016 по 15 января 2017Санкт-Петербург
Сад земных наслаждений. После реставрации. Последователь Иеронима Босха. 1556–1568 (?) гг. Дерево, масло. © Государственный Эрмитаж, 2016
Сад земных наслаждений. Фрагмент. После реставрации. Последователь Иеронима Босха. 1556–1568 (?) гг. Дерево, масло. © Государственный Эрмитаж, 2016
Сад земных наслаждений. Фрагмент. После реставрации. Последователь Иеронима Босха. 1556–1568 (?) гг. Дерево, масло. © Государственный Эрмитаж, 2016
11 ноября 2016 года в Большом зале Дворца Меншикова открывается выставка «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации».

Картина «Сад земных наслаждений», созданная последователем Босха и хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, представлена впервые с момента ее поступления в музей и проведенной реставрации.

В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Иероним ван Акен, известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Вероятно, многие вещи не сохранились, но то, что дошло до нас, ставит Босха в первый ряд европейских художников, в котором он оказывается абсолютно самобытным.

Отдавая дань уважения гению мастера, Государственный Эрмитаж показывает повторение центральной части самого знаменитого произведения Иеронима Босха ? «Сад земных наслаждений». Оригинал находится в Национальном музее Прадо, Мадрид. Он представляет собой триптих со сценами сотворения мира на наружных сторонах боковых створок, изображениями «Райского сада» и «Страшного суда», ? на их внутренней стороне. Центральную доску занимает композиция «Сад земных наслаждений». Располагая ее между «Райским садом» и «Страшным судом», автор напоминает зрителю, что после земной жизни все окажутся в равном положении на Страшном суде. Это придает картине морализирующий и предостерегающий смысл.

Центральная композиция остается источником множества теорий и предположений. Перед нами своеобразный калейдоскоп жизни, соблазнов и удовольствий, оказывающихся на пути человека. Картина переполнена фигурами людей, животных, рыб и фантастических созданий. Люди движутся вокруг источника воды своеобразным хороводом – кто пешком, кто на животных – верблюдах, лошадях, свиньях, ламах и различных мифологических существах. В странных конструкциях и сосудах принято видеть алхимические знаки и приспособления. Центральное место занимает «Источник жизни», расположенный по центру озера, вверху картины, несущий в алхимической традиции смысл источника познания. Многочисленные сферы, с помещенными внутрь людьми, находятся на всем пространстве изображения, среди них прозрачная сфера (слева, в нижней части), которая символизирует открытость и незащищенность человека.

Понимание сюжетов Босха уже для его современников или живших чуть позже было затруднительным. Вот что написал о нем Карел ван Мандер (1548-1606) в своей «Книге о художниках»: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто скорее пугали, чем услаждали смотревшего!».

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» был создан в начале XVI века и вплоть до 1568 года находился на территории Нидерландов. Сохранился ряд упоминаний о нем в заметках современников, которые видели его в собрании Генриха III Нассау и затем у Виллема Оранского. С картины неоднократно делались копии.

Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. В связи с этим художник, чтобы не перегружать композицию, сократил количество фигур в верхней части картины.

Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора Прокопиева).

Мнения ученых о времени создания картины были очень различны. Диапазон дат варьировался от середины XVI века до XIX века. В первую очередь это было связано с сильными загрязнениями по всей живописной поверхности произведения.

Современные комплексные исследования, проведенные в Государственном Эрмитаже и дендохронологический анализ (определение времени произрастания дерева по его годовым кольцам), осуществленный профессором Питером Кляйном (Гамбург, Германия), позволили датировать работу 1556 – 1568 годами и утверждать, что она была написана в Нидерландах.

Эрмитажная копия «Сада земных наслаждений» имеет характер отличный от живописи Иеронима Босха. Художник не просто повторяет изображение, а перерабатывает его в соответствии со своим временем и пониманием живописи, придавая картине маньеристические черты, что в свою очередь, укладывается в предположение, подтвержденное проведенными исследованиями, о датировке картины серединой XVI века.

В ходе реставрации произведения были удалены слои загрязнений, а также несколько слоев реставрационных записей. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах, изменившие цвет причесок. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Были убраны поздние многочисленные драпировки, закрывающие части обнаженных фигур и меняющие авторское решение. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Возможно, ответ на это могут дать царапины и осыпи явно искусственного воздействия на картину. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств.

Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника.

Государственный Эрмитаж проводит планомерную реставрацию живописи нидерландской школы XV - XVI веков. Ранее в музее были отреставрированы произведения: "Пейзаж со Св. Христофором" последователя Босха Яна Мандейна (1500/1502-1559/60), "Поклонение волхвов" Гуго ван дер Гуса (ок.1440-1482) и «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена (ок.1400-1464).

Реставрация проведена художником-реставратором Валерием Юрьевичем Бровкиным, в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В.А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (Заведующая Т.А. Баранова) Государственного Эрмитажа.

Дендрохронологическое исследование осуществлено при поддержке общества Британских Друзей Эрмитажа и лично Джеральдин Норман.

Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Выставку дополняют специально созданный фильм и фотографические материалы, рассказывающие об этапах исследований и реставрации картины.

К выставке выпущено научное издание «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год).

***

С 12 по 30 ноября 2016 года СБЕРБАНК в рамках проекта «Искусство сохранять» обеспечивает бесплатный вход для посетителей Дворца Меншикова и проходящей там выставки «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации». Государственный Эрмитаж благодарен Сбербанку за поддержку этого проекта.

www.museum.ru/N64070
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru