Историко-архивная выставка расскажет зрителям об отношениях дочери основателя Третьяковской галереи Любови Павловны Гриценко (1870–1928) и знаменитого художника и сценографа Льва Самойловича Бакста (1866–1924), а также о том, как переплелись их судьбы с историей формирования коллекции Галереи. В экспозиции архивные документы, фотографии, личные вещи выступают своеобразными "свидетелями" романа. Выставку дополнят онлайн-проект и публикация книги Л.С. Бакста "Серов и я в Греции. Дорожные записи".
История отношений началась на Лазурном берегу. Любовь Гриценко (за три года до этого потерявшая мужа) отдыхала с дочерью Мариной, а Лев Бакст путешествовал по побережью. Весной 1903 года они встретились в Ментоне, где начался их роман. Здесь Бакст приступил к работе над большим живописным портретом возлюбленной. Он станет центральным экспонатом, вокруг которого развернется вся выставка.
Художник и его невеста увлекались фотографией, и Любовь Павловна запечатлела жениха в момент работы над картиной. Представленные письма и фотографии хранят историю взаимоотношений до свадьбы, которая состоялась в ноябре 1903 года: "Отчего нам не быть безумно счастливыми?.. Думаю, что если мы будем снисходительны друг к другу, к нашим слабостям, то нельзя себе представить пары более удачной! <…> Сердце мое дрожит от любви к тебе, и все мои успехи, мое искусство, только украсит твою жизнь" (Л.С.Бакст – Л.П.Гриценко, 7 июля 1903).
Бакст не раз рисовал жену и ее дочку от первого брака, которую ласково называл Маринушкой, несколько из этих набросков представлено на выставке. Счастливым и радостным событием стало рождение в сентябре 1907 года сына Андрея. В экспозицию вошла фотография, где Лев Самойлович с сыном позируют на фоне зеркала, в котором отражается Любовь Павловна.
Художественная карьера Льва Самойловича, часто бывавшего в отъездах, проблемы со здоровьем Любови Павловны, подолгу лечившейся на курортах, а также сложности характеров привели к разводу, состоявшемуся в 1910-м. Но и в последующие годы бывшие супруги оставались друзьями и заботливыми родителями. Они обменивались письмами, фотографиями, открытками, рисунками детей: "Дорогой мой Андрюшенька, папе очень нравятся твои последние рисуночки, целую тебя крепко, не забывай папу" (Л.С. Бакст – А.Л. Баксту, 1 февраля 1912).
Начало Первой мировой войны и последовавшие события революции 1917 года сделали разлуку неизбежной. Обосновавшись в Париже, Бакст посылал семье деньги и продуктовые посылки, а позже с большим трудом добился разрешения на выезд сына и бывшей жены из Советской России. Переписка членов семьи в эти годы будет представлена в витринах выставки: "Дорогая моя Маринушка, ты можешь себе представить, с каким волнением и с какой болью я читал твое доброе, сердечное письмо. Ни минуты не думай, что я когда-нибудь за эти пять лет переставал непрестанно думать о маме, Андрюше и тебе!" (Л.С.Бакст – М.Н.Гриценко, 26 апреля 1921). В январе 1923 года они наконец встретились в Париже. Семья ждала только приезда Марины Гриценко, чтобы всем вместе отправиться на долгожданный отдых. Этим планам не суждено было сбыться: летом 1924-го Лев Самойлович попал в больницу, а в декабре скончался.
Архивная выставка не может длиться больше трех месяцев. Чтобы сделать редко публикуемые и экспонируемые материалы доступными, создан веб-проект "Лев Бакст. Семейный архив рассказывает…".
Одновременно будет переиздана книга Льва Бакста "Серов и я в Греции. Дорожные записи". Впервые она вышла в Берлине в 1923 году и с восторгом была встречена русскими писателями-эмигрантами: Зинаидой Гиппиус, Иваном Буниным и другими. Текст выверен по рукописи Бакста, хранящейся в Третьяковской галерее, и впервые сопровождается иллюстрациями – рисунками из дорожных альбомов обоих художников, а также редкими фотографиями и документами.
Весь семейный архив Льва Самойловича Бакста, благодаря которому реализуется проект, передали в Третьяковскую галерею Андрей Львович Бакст и Марина Николаевна Гриценко. В читальном зале отдела рукописей выставлена принадлежавшая художнику мебель из карельской березы, также переданная по завещанию сына и падчерицы Льва Бакста.
Отдел рукописей хранит уникальные личные фонды художников, коллекционеров и искусствоведов. Его коллекция пополняется уже более 100 лет. Отдел работает как доступный для исследователей научный центр, а произведения из его собрания регулярно экспонируются на международных и отечественных выставках.