В 2016 году в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли стартует новый выставочный проект «Дыхание времени». В течение года зрители музея смогут познакомиться с творчеством ведущих новгородских художников. Продолжает проект выставка одной картины Василия Макаровича Чехонадского из фондов музея. Выставка приурочена к памяти автора.
Об авторе… Чехонадский Василий Макарович родился в 1929 году в селе Иссык – Энбекши Алма-Атинской области. В 1949 году закончил Казахское среднее театрально-художественное училище по специальности «учитель рисования». В 1958 году закончил курсы по реставрации живописи в городе Москве. С 1958 года жил в Новгороде.
С 1958 – 1964 гг. реставратор иконостаса Софийского собора в Великом Новгороде.
С 1967 года – член Союза художников СССР, участник областных, зональных и республиканских выставок, выставлялся в Архангельске, Кирове, Вологде, Ярославле, Японии и Финляндии.
Василий Макарович Чехонадский работал реставратором в Новгородском музее заповеднике. Автор долгое время писал только пейзажи-этюды. Но уже в них сказалась одна очень важная особенность: Василий Макарович так строил композицию, что в самых небольших его вещах возникает ощущение широкой панорамы. Главное место в его произведениях занимает земля, написанная экспрессивным, рельефным мазком. Если в отношении к цвету на Чехонадского оказали влияние мастера круга «Союза русских художников», то в формировании поверхности холста – творчество постимпрессионистов. Мазок его всегда конструктивен и, наряду с цветом и композицией, является важнейшим выразительным средством.
В его работах памятники архитектуры воспринимаются в единстве с природной средой. В них церкви и деревья, подчинены единому орнаментальному ритму сплетения линий, силуэтов, подчеркивающих плоскостность картины. В большинстве произведении художник раскрывается как лирик, тонко чувствующий природу.
Василий Чехонадский – один из немногих современных живописцев, работающих не только маслом и акварелью, но и пастелью. Именно пастели следует признать наиболее своеобразной и ценной частью его творчества. Построенные на сближенных, чутко организованных планах пастели Чехонадского лиричны и одухотворены. Их колористическому решению соответствует и манера исполнения, лишенная резких акцентов и диссонансов.
На выставке «Дыхание времени» представлена работа «Натюрморт с атрибутами искусства», написанная художником в 1980 году.