К 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича в Мемориальной квартире Святослава Рихтера открывается выставка «Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи».
Музыка Дмитрия Шостаковича сыграла важную роль в формировании взглядов Святослава Рихтера на искусство ХХ века. Шостаковича и Рихтера связывало не только взаимное профессиональное восхищение, но и теплые дружеские отношения, а потому в основу выставки, посвященной двум музыкантам, легло несколько наиболее ярких «сюжетов» их личных и творческих встреч. Летопись времени, охватывающая период с начала 1930-х до конца 1990-х годов, представлена письмами и фотографиями, программами концертов и афишами, музыкальными рукописями, пластинками, нотами и кинохроникой.
На выставке соединились в одном пространстве произведения мастеров разных поколений: рисунки Бориса Кустодиева (1828–1927), эскизы костюмов и декораций Виктора Вольского (род. 1947), скульптурные портреты Дмитрия Шостаковича работы Гавриила Гликмана (1913–2003) и Георгия Франгуляна (род. 1945), а также графика современников Шостаковича и Рихтера – Сергея Радлова (1892–1958), Елизаветы Кругликовой (1865–1941), Владимира Фаворского (1886–1964), Елены Ахвледиани (1901–1975) и Таира Салахова (род. 1928). Кроме того, в экспозицию включены пастели самого Святослава Рихтера.
Шостакович не раз бывал в гостях у Святослава Рихтера и Нины Дорлиак, «шесть сюжетов» выставки органично вписались в интерьеры Мемориальной квартиры великого пианиста.
Раздел I — «Леди Макбет Мценского уезда» (зал) — рассказывает о первой встрече Рихтера с композитором, совпавшей с разгромом оперы Шостаковича в советской печати («Сумбур вместо музыки») и ее запретом.
Раздел II — «Точки притяжения» (столовая) — посвящен двум выдающимся сочинениям Шостаковича 1940-х (8-й симфонии и Фортепианному квинтету), с которых началось увлечение Рихтера его музыкой.
Раздел III — «Личные встречи» (кабинет Н. Дорлиак) — представляет вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», в премьере которого участвовала Н. Дорлиак, ставший началом дружеских отношений музыкантов.
Раздел IV — «Одержимость музыкой» (холл квартиры С. Рихтера) — посвящен фортепианному циклу Шостаковича 24 Прелюдии и фуги, неизменно входившему в репертуар Рихтера.
Раздел V — «Скрипичная соната» (спальня Н. Дорлиак) — включает материалы легендарной премьеры этого сочинения Шостаковича ( 3.V.1969), в которой кроме автора участвовали Д. Ойстрах и С. Рихтер.
Раздел VI — «Символ XX века» (кабинет С. Рихтера) посвящен последнему сочинению Шостаковича Сонате для альта и фортепиано, ор.147, а также памяти великого композитора.
Экспозиция включает произведения из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, ВМОМК им. М.И. Глинки, архива Д.Д. Шостаковича, Государственного литературного музея, РГАЛИ, РГАКФД, собраний В.А. Вольского и Г.В. Франгуляна.
Выставку сопровождают музыкальные вечера в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. Известные исполнители, солисты и камерные ансамбли представляют программы из сочинений Д.Д. Шостаковича, а также композиторов, чье творчество было ему близко. В концертах принимают участие пианисты Елизавета Леонская, Петр Лаул, Алексей Кудряшов, Никита Мндоянц, солисты ансамбля «Студия Новой музыки» и Московского ансамбля современной музыки» (МАСМ), «Rusquartet», певицы Светлана Сумачева, Екатерина Кичигина, Ольга Гречко, Мария Макеева, а также другие музыканты, завоевавшие международное признание, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей.
Кураторы выставки:
Юлия Де-Клерк — зав. Отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина
Евгения Лианская-Линингер — старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина