НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912)

c 12 ноября 2016 по 2 апреля 2017Санкт-Петербург
Тушечница судзурибако. Последняя треть XIX в.
Парные вазы. Ок. 1880. Высота 30 см
Будда Шакьямуни
Курильница с ажурной резьбой
Парные вазы. Мастер Кавадэ Сибатаро. 1900-е. Высота 31,3 см
12 ноября 2016 года в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Из частной коллекции», на которой впервые в России представлено декоративно-прикладное искусство Японии второй половины XIX – начала XX века.

Около 700 произведений первоклассного уровня из керамики, металлов с различной техникой обработки, а также изделия, декорированные эмалями и лаками в полной мере позволяют оценить красоту и совершенство работы японских мастеров этого времени.

Вторая половина XIX века – исключительный период в истории Японии. Страна прекратила политику самоизоляции и начала стремительно меняться, взяв курс на модернизацию и «вестернизацию» всех сторон жизни. С рядом государств были заключены международные договоры, регламентирующие юридические и торговые отношения, была реформирована политическая система, построены крупные предприятия, культура и искусство стали получать правительственную поддержку. К власти пришел молодой император Муцухито (1852–1912), чьим девизом и посмертным именем стало выражение мэйдзи («просвещённое правление»), отразившее намерения создать новую, современную Японию. К концу столетия всеобъемлющие реформы позволили Стране восходящего солнца занять достойное место в ряду ведущих государств мира.

На выставке предметы из металла представлены работами придворных мастеров Кано Нацуо, Судзуки Тёкити, Хирацука Мохэй, Комаи Отодзиро. Это произведения из различных сплавов, декорированные в технике золотой и серебряной насечки и инкрустации, нередко покрытые патинами нескольких оттенков. Тщательную обработку таких памятников сравнивали с парчовым ткачеством: тончайшие детали декора нужно внимательно разглядывать, нередко под увеличением, чтобы оценить мастерство торевта. На выставке демонстрируются уникальные для японской металлической пластики изделия: пара золоченых ваз работы мастера Мицуминэ, не имеющие известных аналогов в других коллекциях.

Наиболее полно на экспозиции отражено искусство эмали. Временной диапазон здесь довольно широк, он охватывает период от ранних опытов экспериментального эмальирования до 1910-х годов, когда техника декорирования предметов была доведена до совершенства. Вазы и сосуды украшены прозрачной, полупрозрачной или глухой эмалью с использованием однотонного, иногда контрастного черного зеркального фона, с переходами оттенков цвета или с четкими линиями рисунка орнамента. Другая особенность эмалевых изделий – натуралистичность изображённых птиц, цветов, пейзажей, которую можно охарактеризовать как близкую к живописной реалистической манере. Эти изысканные предметы являются подлинными шедеврами цветной перегородчатой (с использованием тонких серебряных перегородок) и бесперегородчатой эмалей. Среди экспонатов произведения известных мастеров – Намикава Ясуюки, Намикава Сосукэ, Андо Дзюбэй, Хаяси Кодэндзи.

Техника изготовления изделий с эмалью была чрезвычайно дорогой, требовала больших затрат творческих сил и времени. Возможно, этим объясняется тот факт, что с окончанием эпохи Мэйдзи, большинство мастерских прекратило свое существование, а вскоре были утрачены выработанные годами и опытом навыки.

Замечательная коллекция японской керамики представлена знаменитыми сацумскими вазами и курильницами, роспись которых отличается изяществом и лаконичностью. Провинция Сацума на острове Кюсю, давшая имя целой группе керамических изделий, стала одним из ведущих центров японского гончарства с конца XVI века. Местные изделия из светлой керамической массы, покрытые полупрозрачной кремовой глазурью с тонкой сетью трещин-кракле, быстро завоевали признание по всей Японии уже в XVII столетии. При всём многообразии способов декора, в росписях «сацумской керамики» очевидны общие технико-технологические и стилистические черты. Самой заметной особенностью этих росписей (и отчасти их новаторской чертой) стало использование для украшения жанровых композиций, иногда – сложно скомпонованных многофигурных сцен, которые ранее крайне редко встречались в декоре керамики и фарфора Японии. В экспозиции показаны работы мастерских Кинкодзан, Ябу Мэйдзан и других.

Коллекцию изделий, выполненных из дорогих пород дерева и украшенных в традиционной для Дальнего Востока лаковой технике, представляют характерные для рассматриваемого времени предметы. Это кабинеты с дверцами, инкрустированными перламутром, черепаховым панцирем и дорогими привозными материалами; шкатулки, украшенные золотым лаком разных оттенков. Сюжетами для декоративных композиций стали популярные темы: литературные, исторические и мифологические персонажи, топографические виды и храмы Японии, мотивы в жанре «цветы и птицы». Золотая роспись в невысоком рельефе, иногда выполненная тонкой кистью буквально в один волос, и инкрустация золотыми блестками свидетельствуют о трудоёмкости и дороговизне работы. Различные приемы обработки лаков можно видеть в декоре кабинета, приписываемого мастеру Сибата Дзэсин.

Уместно отметить разницу между японским и русским лаком. В России, как и в Европе, лак всегда был покрывающим материалом, наносившимся тонким слоем на завершающей стадии и призванным предохранять от воздействия внешней среды, например, живопись на холсте или роспись на палехских шкатулках. Он никогда не представлялся чем-то самоценным, обладающим собственной красотой. Японские мастера стали использовать многослойный лак, в глубину которого «погружали» изображение. Таким образом, декор обретал оптический эффект объема.

Кураторы выставки – Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока, и Мария Львовна Меньшикова, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Владелец коллекции – Захар Давидович Смушкин. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог в 4-х томах на русском и английском языках.

www.museum.ru/N63835
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 26.04.2018  x    ?  


Выставка «Искусство 2000-х» в Новой Третьяковке

Тургенев. Время московское. Выставочный проект Государственного исторического музея

Выставка «Айны. Загадочный мир. Бёдзан Хирасава - Дамир Муратов»

Геннадий Павлов. Древо жизни. Искусство орнамента: миф и символ

Выставка «Деревянные актеры. Елена Данько»

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Выставка "Уходящая натура" в музее "Русский Левша"

Владимир Пугачев. "Мир прекрасен"

Выставка "Ижевские мотоциклы" в Национальном музее Удмуртской Республики им. К. Герда

Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре

Выставка "Русь рукотворная" в Угличском музее

Новый образовательный курс KGallery и Дома Бенуа: "ХХ век русской живописи в шедеврах из частных собраний"

«Весна. Воздух свободы». Выставка, созданная зрителями

Выставка "Сталинградская битва: приближая День Победы"

В Москве завершилась седьмая общегородская акция "Библионочь"

Выставка “Узоры свадьбы кружевной” в Коломенском

Открытие выставки и подведение итогов конкурса "Бегущая по волнам"

Выставка «Александр Печерский как символ сопротивления фашизму» в Музее Победы

Концерт классической музыки в Абрамцеве

Выставка победителей X Международного фестиваля-конкурса «Золотой петушок»

Павел Пепперштейн. Пражские сказки

Выставка «Между времён»

IVнаучная историко-культурная конференция "В.И. Ленин. История. Культура. Современность". Итоги

Выставка к 70-летию художника Л.Л. Антоновой в Пушкинском Заповеднике

Выставка работ художников-примитивистов в галерее «Ясная Поляна»

Царскосельская скульптура освобождается от «теплой одежды»

Выставка «Ковровое искусство Дагестана» в Ясной Поляне

Персональная выставка Ацамаза Харебова «Мелодии Цхинвала»

Вернисаж выставочного сезона "Метаморфозы" в Арт-центре "Пушкинская-10"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru