Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, выставочный зал Иоанновского равелина, выставочный зал "Потерна и каземат Государева бастиона"
Выставка, подготовленная совместно Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и СПб ГУП "Пассажиравтотранс", приурочена к 90-летию регулярного автобусного движения в Петербурге.
Первые автобусы на улицах Петербурга появились в начале ХХ века. Однако многие из основанных в 1907-1910 годах компаний быстро разорились, не выдержив конкуренции с более дешевыми видами транспорта – электрическим трамваем и речными пароходами. В 1910-х годах Городская дума выступила с предложением о создании муниципального автобусного предприятия. В июне 1914 года были выделены средства на закупку машин. Однако начало Первой мировой войны перечеркнуло все планы по организации массового автобусного движения, и к концу 1914 года все автобусные маршруты были закрыты
Открыто автобусное движение в Ленинграде было только через 12 лет. В 1926 году начал работу первый автобусный маршрут Детскосельский (Витебский) вокзал – сад Трудящихся (Александровский). Эта дата является своеобразной точкой отсчета развития городского автобусного сообщения, и, одновременно, существования первого в Ленинграде автобусного предприятия, традиции которого в XXI веке продолжает СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
Горожане полюбили новый вид транспорта и стали охотно пользоваться услугами автобуса. До начала 1930-х годов на улицах Ленинграда курсировали автобусы иностранного производства: «Фомаг», «Лейланд», «Спа». С момента создания отечественной автомобильной промышленности их сменили автобусы марок АМО-4, ГАЗ-03-30, Я-6, ЯА-2, ЗИС-8, ЗИС- 6, ЗИС-16, созданные на заводах в Ленинграде, Москве, Ярославле.
В годы Великой Отечественной войны значительная часть ленинградских автобусов была переведена в действующую армию. Оставшиеся машины перевозили воинские подразделения, осуществляли эвакуацию жителей из блокадного Ленинграда. В частности, с открытием Ладожской ледовой трассы за первую блокадную зиму автобусники вывезли на Большую землю более 200 тыс. горожан.
Возобновлено автобусное движение было в августе 1945 года. В послевоенный период на улицах Ленинграда появились новые модели автобусов Л-1, Л-2, «Люкс», Л-3 с «вагонной» компоновкой кузова, выпущенные Авторемонтным заводом Автотранспортного управления Ленсовета. У этих моделей двигатель уже не выносился вперед, как это было у более ранних машин. С 1947 года и до начала 1960-х годов основными перевозчиками на автобусных маршрутах города стали автобусы семейства «ЗИС». Позднее их сменили машины Ликинского и Львовского автозаводов ЛАЗ и ЛИаЗ, затем в 1970-1980-е годы - венгерские «Икарусы», и, наконец, в последнее время - современные автобусы марок «Икарус» , «Scania Omnilink», «МАН», «Волжанин», «ЛиАЗ», «МАЗ», «НефАЗ».
Однако менялись не только модели автобусов. Постоянно расширялась маршрутная сеть, развивались междугородние и пригородные перевозки. Менялись тарифы и системы оплаты проезда, системы навигации и т.д. О том, как это было, напомнят информационные стенды, установленные на улице в Иоанновском равелине.
В выставочном зале Иоанновского равелина демонстрируются живописные и графические произведения, запечатлевшие автобусы на улицах северной столицы. Это картины ленинградских художников 1930–1980-х годов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Среди них работы Крума Джакова, Евгения Зубехина, Анатолия Заславского, Алоексея Почтенного, Юрия Подляского и других. Продолжают эту ретроспективу работы современных художников из частных собраний. Несколько работ были созданы специально для юбилейной выставки. Дополняют экспозицию модели ретро-автобусов.
В выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона» представлено около 60 работ петербургских фотографов — участников фотоконкурса «Автобус в любимом городе», который был проведен весной-летом 2016 года Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и СПб ГУП «Пассажиравторанс» в номинациях: «В движении», «В сумерках», «В стиле «ретро» и «За стеклом».