В галерее ARTSTORY до 30 октября 2016 проходит ретроспективный выставочный проект «Виктор Калинин. Унаследованный ветер», приуроченный к юбилею известного московского живописца, академика Российской академии художеств, заслуженного художника России Виктора Калинина. Он вошёл в современный художественный процесс в конце 1960-х годов и стал одним из ведущих художников в направлении, представителей которого чуть позднее стали называть «семидесятниками». На выставке экспонируется около 50 крупноформатных произведений из циклов и серий разных лет.
«Свойство человеческой натуры – наследовать то, что исчезает, но всё равно остаётся внутри. Вихрь преображает унесённое ветром перемен. Что-то проходит, но что-то непременно возвращается – такова структура человеческой памяти». В этих строках Виктора Калинина, написанных в качестве комментария к серии работ на темы библейских притч, содержится ключ к экспозиции «Унаследованный ветер». С давних пор художник уделяет пристальное внимание традиции, которая берёт начало в древней Византии. Периодические поездки на православный Афон стали неотъемлемой частью сегодняшнего периода творческой биографии мастера.
Истоки интереса художника к библейской тематике следует искать в его детстве. Виктор Калинин родился в 1946 году в алтайском селе Залесово в большой семье старообрядцев. Не удивительно, что основой его мироощущения стала многовековая традиционная культура и сама русская почва. Родословная, дом, отец, мать, земля предков, на которой он вырос, на всю жизнь стали для художника источником его творчества.
Кроме иконописи на Виктора Калинина оказали влияние открытия русского серебряного века (в первую очередь символизм Врубеля), а позже – представители сурового стиля. Размышления о духовных основах и ценностях, философская приподнятость над суетой сует проходят через все творчество автора, обретая в его работах мифопоэтическое воплощение.
Искусствоведы отмечают особую ирреальность пространства картин Виктора Калинина, которая создаётся за счёт характерного для живописца дробления форм, что вносит в полотна дополнительную экспрессию и выразительность. При этом пространство живописи сохраняет смысловое и философское единство. В результате в картине возникает удивительная целостность. «Кирпичики» выстраиваются по принципу сложной самоорганизации. Именно «сплавленная фрагментарность» образа, своеобразная коллажность, мозаичность цветоналожения и стали фирменным знаком мастера.
Ветер, вихрь – образ, который ассоциируется у художника со стремительно несущимся временем. Чутко улавливая происходящие вокруг него изменения, Виктор Калинин тем не менее остается верен незыблемым идеалам и эталонам – как утверждению своей личной истины, собственного понимания красоты. Художник на редкость тонко чувствует грань между архаикой и новаторством, классикой и современными новациями. Виктор Калинин размышляет о сущностном, а не о событийном начале мироздания. Его образы всегда несут в себе авторскую философию, выраженную в символических терминах, отчего форма у мастера всегда переполнена значительностью, выходящей далеко за рамки конкретности изобразительного сюжета. Его кредо – не осмысление, а переосмысление. Не изображение, а преображение.
Персонажи на портретах художника как правило утончённые, ранимые, задумчивые, отрешённые. Выражения их лиц смиренное, обращённое внутрь себя, как перед исповедью. Косые ракурсы, накренённые композиции дают ощущение зыбкости, неустойчивости, эфемерности земного бытия. Беспокойный мазок кисти, сгущенность цвета, выраженность контрастов делают краски самоговорящими, тонко выявляют состояние человека, погруженного в духовные поиски.
Произведения художника находятся в 35 художественных музеях, в том числе ГТГ, ГРМ, Саратовском художественном музее имени Радищева, в Дрезденской картинной галерее (Германия), Национальной галерее Братиславы (Словакия), Художественном музее университета Южной Флориды (США), в Музее современного искусства Кёльна в Германии (коллекция П. Людвига) и т д.