В экспозиции представлено всего 105 экспонатов - это графика, авторские куклы, зарубежные издания автора (Проза и драматургия Петрушевской переведены на 20 языков мира), сценические костюмы и шляпы, созданные по эскизам драматурга для выступлений её собственного "Кабаре". Мастерит их специально для выступлений писателя художник по костюмам МХТ им. Чехова Елена Афанасьева.
В программе также мультипликация Людмилы Петрушевской и Александры Шадриной - художника аниматора, чьей кисти Петрушевская доверяет иллюстрирование своих новых книг.
С Саратовом творческая биография Петрушевской связана пьесой "Он в Аргентине", действие которой происходит на волжской турбазе "Актёр". Прообразом её стала "Дубовая грива", где Петрушевская побывала когда-то во время гастролей МХТ им. Чехова по Волге (тогда ещё под руководством Олега Ефремова).
Людмила Петрушевская (1938 г.). Ключевая фигура российской словесности. Ее дебютный рассказ "Через поля" увидел свет в 72-м. (Опубликован в журнале "Аврора").
Сейчас ее книги читают на 20 языках мира, а пьесы играют в 25 странах.
В России пьесы Петрушевской ставили Любимов, Захаров и Виктюк.
В числе ее наград - Государственная премия, международная Пушкинская премия, театральная премия Станиславского, премия "Триумф". Список можно продолжать.
Как большинство великих - начинала свой путь с "непризнания", вынужденного молчания и даже гонений. Из-за неё в своё время даже закрывали театры. Было и такое. Так премьера "Уроков музыки" в Студенческом театре МГУ была в прямом смысле "громкой" - имела скандальный резонанс с последующим разгоном театра.
После первых публикаций рассказов и пьес в начале 70-х шли годы запрета на все, что выходило из-под ее пера.
Безусловная читательская любовь, признание зрителей и критики пришли в начале 80-х. Тогда вышел сборник прозы "Бессмертная любовь". Чуть раньше на московской сцене прошли премьеры восьми спектаклей по пьесам Петрушевской.
Мир ее прозы, поэзии, драматургии жесток, мистичен, загадочен, необъясним и оголенно-нежен одновременно. Как сказал когда-то очень ценивший её талант Олег Ефремов - "все, что она пишет - о детях".
И это, наверное, объясняет все "странности" ее творчества. Ведь таковы, по сути, дети - их привлекает яркое, они не знают полутонов и не в силах скрывать правду, даже если об этом их очень попросить.
И только дети способны изобретать новый язык в альтернативу существующему. Всем известны лингвистические сказки Петрушевской. Про "Пуськи бятые" слышал даже тот, кто редко читает, или никогда не ходит в театр.
Петрушевская - величина постоянная, значительная единица актуального искусства.
Однако, к своему живописному и графическому творчеству она относится скромно-небрежно, щедро рассеивая его по благотворительным аукционам и частным коллекциям. Хотя выставки Петрушевской неоднократно проходили в Москве, Петербурге, за рубежом, в российских провинциях.
Сейчас - это более 100 графических и акварельных работ, включая монотипии.
Известны серии "Песнь натурщицы", "Цветы Бразилии", "Чарльстон", "Танго" и др.
Название выставки "В садах других возможностей" цитирует заголовок единственного (пока) романа писательницы ("Номер Один, или В садах других возможностей", М.: ЭКСМО. 2004).
Все непонятное рискует быть не понятым - оно же открывает каждому, кто способен воспринимать любое художество чисто и честно, безграничную возможность быть задетым, тронутым, увлеченным, а при успехе - вовлеченным в новый творческий процесс. Не это ли единственно важный смысл любой художественной работы? "Искусство всегда спасает людей" - говорит Петрушевская. И в этом она, безусловно, права - при всей своей спорности и неоднозначности, что всегда есть признак внутреннего богатства и, как следствие - щедрости. Ведь творчество приглашает к сотворчеству. Того, кто к этому готов.
Куратор Вероника Чернышова