23 июля была открыта отчетная выставка работ студентов Института им. И. Е. Репина по итогам практики 2016 года.
В 1957 году легендарный директор Пушкинского Заповедника Семен Степанович Гейченко и художник-график Василий Михайлович Звонцов придумали проводить в Пушкинских Горах практику студентов Института им. И. Е. Репина.
Это была замечательная идея…
Нынешняя практика проходит в 60-й раз. Ежегодно графики и живописцы приезжают сюда после 1 курса. Многие из них стали известными российскими художниками. Они стали такими во многом благодаря тому, что практика в пушкинских местах стала одним из самых ярких и настоящих впечатлений за годы учебы.
Художники возвращаются сюда вновь и вновь, и неповторимая атмосфера заповедника дает вдохновение, творческую энергию и особое состояние души, которое так важно для нас.
__
Судьба профессионального художника так или иначе связана с путешествиями по свету, ведь мы всегда изображаем окружающую действительность, работая с натурой, воспевая живого человека и конкретный уголок земли... Многие из наших студентов уже теперь могут похвастаться богатым опытом пленэров как внутри страны, так и за рубежом. Кто-то успел побывать на Аляске, в Тибете, кто-то – в сердце Европы и Азии... Некоторые из нас, в свою очередь, приехали учиться в Академию из противоположных уголков России и СНГ – от Дальнего Востока до Белоруссии...
Несмотря на такое многообразие впечатлений, каждый, кто посетил в этом году заповедные Пушкиногорские места, сможет сказать, что в душе у него навек запечатлелся некий особенный образ, уникальный, неповторимый, способный выдержать конкуренцию с самыми удивительными уголками мира.
Так уж вышло, что «намоленные» пушкинские места по определению вызывают в русском человеке ощущение Родины, воспоминания детских лет (кому не читали на ночь сказок Пушкина?) и некоего единения с окружающей природой, воистину заповедной, поражающей воображение «скромной роскошью северного края»...
Самые яркие впечатления остаются всегда от некоторых, казалось бы незначительных, мелочей: удивительной атмосферы, которую создают работники Заповедника и которая, как бы «переливаясь через край», оставляет видимый отпечаток на населении Пушкинских Гор и их окрестностей. Простой пастух, встреченный по дороге на этюды, любезно окажет вам помощь, почитает стихи, расскажет о былых временах и еще посоветует, где вам лучше рыбачить... Какой-то внутренний свет пронизывает местную природу, людей и даже вещи – то ли свет удивительной нашей истории, то ли благодать намоленных мест, а может – судьбоносное их соединение в этом уголке России, который издревле враги обходили стороной... А если и разоряли пушкинские места, то всегда находился подвижник с невероятной верой и энергией, который восстанавливал утраченное и сберегал святыню русской литературы для потомков...
Столкнувшись с подобным – уникальным – внутренним светом, уже не можешь сам оставаться равнодушным зрителем. Хочется принимать сколько-нибудь деятельное участие в развитии родного края, искусства, духовности...
Пользуясь случаем, процитирую фрагмент одного из своих стихотворений, написанного в Михайловском в самом начале лета:
Цвети, выгорай, золотистое поле –
На память о всех, кто тобой проходил,
О юности сильной, о волюшке вольной,
О теплом, чуть грустном щемленье в груди...
Возможно, в будущем некоторые из нас построят свое творчество на впечатлениях, приобретенных здесь, в Заповеднике. Возможно, найдутся и те, кто пожелает связать с пушкинскими местами свою судьбу... Сейчас же мы все, студенты Санкт-Петербургской Академии Художеств, от всего сердца благодарим этот удивительный край за оказанный нам радушный прием.
Александра Щёголева