21 июня в Иркутске открывается выставка Государственного литературного музея «Изгнанники за правду и закон». ГЛМ в рамках программы региональных проектов представит коллекцию подлинных рисунков и фотографий, связанных с пребыванием участников декабристского движения в Сибири. Портреты декабристов и членов их семей, рисунки мест отбывания каторги и ссылки, созданные в 1830-1840-х годах как самими декабристами, так и людьми, близкими к ним, фотографические портреты декабристов 1850-1860 годов и снимки мест, связанных с их жизнью и общественной деятельностью в Сибири, мемориальные предметы — всё это сформировало богатую, разнообразную и цельную коллекцию, которая стала складываться уже в первые годы существования Гослитмузея, в начале 1930-х годов.
В начале выставки представлено несколько знаковых экспонатов, отражающих события 14 декабря 1825 года и последовавшие за ними репрессии: виды Сенатской площади и Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге; рисунки В.П. Ивашева «Камера в декабриста в Петропавловской крепости» и К. Зенфа «Отправление декабристов в Сибирь»; гравированные портреты Николая I начальника Генерального штаба И.И. Дибича-Забалканского, одного из руководителей Особого комитета по надзору за ссылкой «государственных преступников», лично руководившего многими арестами. «Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемым к разным казням и наказаниям» доносит до нас страшную классификацию, определявшую судьбу бунтовщиков.
Видовые рисунки Н.А. Бестужева, В.П. Ивашева и других осужденных выстраиваются в последовательный рассказ об отбывании декабристами каторги: Читинский острог, перевод в острог Петровского завода, камеры в казематах; затем места поселения и дома, где жили их семьи. Эти рисунки дают представление о тюремных постройках и внутренних помещениях, об обустройстве в них заключённых, о природе и топографии тех мест.
Изысканные акварели П.И. Борисова были частью его научной работы, снискавшей ему профессиональное признание в академических кругах Парижа и Санкт-Петербурга. Уникальным по своей концепции и последовательности является художественный проект Н.А. Бестужева, который он задумал и начал выполнять с того момента, когда оказался в Читинском остроге, и вёл вплоть до самой своей смерти в 1855 году в Селенгинске. Он стремился зафиксировать внешность декабристов, которые в любой момент могли сгинуть в сибирских рудниках и казематах. Бестужев портретировал сначала тех, у кого был наименьший срок, и кто вскоре должен был отбыть на поселение, затем приступал к следующим по сроку. Были им написаны и портреты жён декабристов, а затем – их родившихся в ссылке детей.
Рисунки и портреты дают представление об отношениях в семьях ссыльнокаторжных, взаимной поддержке, дружеских связях и связях с родственниками в европейской части Российской империи. О любви, воспитании детей рассказывают милые бытовые вещи: рисунки Ивашева для вышивки жены, куколки для дочери.
Акварельные портреты декабристов конца 1820-1830-х годов – ценнейшие артефакты того времени, так как вплоть до самой амнистии в 1856 году было категорически запрещено делать и распространять портреты государственных преступников.
Совершенно иной блок изображений представляют фотографии 1850-1860-х, запечатлевшие тех декабристов, которые выжили после тридцати лет каторги и ссылки. Несломленные испытаниями, красивые даже в старости, эти люди, наконец, вернулись в достойную жизнь, из которой их на многие десятилетия вырвало царское наказание.
Блок артефактов рассказывает о семье Знаменских, которые были связаны с семьями декабристов деятельностью и дружескими, фактически – семейными узами. Ялуторовский священник С.Я. Знаменский вместе с декабристом И.Д. Якушкиным создал в 1842 году прогрессивное ланкастерское училище для мальчиков. Его сын, художник М.Я. Знаменский – автор портретов декабристов и первого художественного произведения в русской литературе XIX века, целиком посвящённого декабристам, а также подробных воспоминаний о них.
Кураторы: М.А. Зусманович, О.В. Мичасова
Реставратор: А.В. Белановская