Музей Мирового океана и Общество любителей земли Кентшинской (Польша) приглашают познакомиться с историей одного из интереснейших гидросооружений – Мазурского канала. В начале ХХ века жители Восточной Пруссии начали его строительство, запланировав, что канал соединит в Восточной Пруссии побережье Балтийского моря (в первую очередь, город Кёнигсберг) и Большие Мазурские озера. Основное предназначение канала по проекту – транспортировка грузов. Десять шлюзов канала были рассчитаны для прохождения судов типа «Finow» грузоподъемностью 250 тонн, имеющих длину 40,20 метра, ширину 4,60 метра, осадку 1,40 метра. Увы, строительство так и не было закончено, а после Второй мировой войны, то, что успели построить, разделила граница между СССР и Польшей.
Северная часть, длиной 29,97 км, стала собственностью нашей страны и сейчас находится полностью на территории Правдинского района Калининградской области. Южная же часть, длиной 20,43 км, расположена на территории двух повятов Варминьско-Мазурского воеводства Республики Польши: Венгожевского и Кентшинского.
Отношение к использованию туристических возможностей территории, прилегающей к Мазурскому каналу по двум сторонам границы, пока разное. Польские муниципалитеты в последние годы проводят большую работу, чтобы превратить свою часть Мазурского канала, даже в его сегодняшнем незавершенном виде, в привлекательный объект активного экологического туризма. На территории Калининградской области подобные проекты еще не начинались.
Об истории развития канала, о его туристических возможностях и расскажут фотографии, предоставленные польской стороной. Выставка организована в надежде, что и наша сторона заинтересуется Мазурским каналом, позволив хорошенько рассмотреть этот уникальный водный объект и создать свой план его развития.
Хотя, конечно, достройка Мазурского канала возможна только после достижения соответствующих межгосударственных соглашений и проведения нужных исследований и расчетов.