Проект Государственного литературного музея и Лиги художников «Снежный арьергард» продолжает ориенталистскую тенденцию русского искусства XIX – начала XX вв. Художники Валерий Архипов, Елена Афанасьева, Сергей Белов, Сергей Гавриляченко, Андрей Дубов, Виталий Ермолаев, Игорь Лотиев, Виктор Монетов, Марина Рубанова, Владимир Симонов, Алексей Чаругин, Елена Чеховская, Ибрагим Шанаев делятся своими впечатлениями после неоднократных пленэров в Африке, которая стала для них, как и для Николая Гумилева, «колдовским континентом», манящим и пугающим, очаровательным и грозным.
Затейливая роскошь и многоцветие Стамбула – Константинополя, откуда с XIХ века европейцы на пароходах отправлялись в Африку, также нашли отражение в произведениях, представленных на выставке.
Выставка проходит в доме Брюсова, и это само по себе символично. Отношения Валерия Брюсова и Николая Гумилева, начинавшиеся как отношения учителя и ученика, переросли в тесную благоговейную дружбу, обо всех своих африканских экспедициях Гумилев информирует Брюсова: «Приветствую Вас из Варны, куда я заехал по пути в Абиссинию. Там я буду недели через полторы. Застрелю двух, трех павианов, поваляюсь под пальмами и вернусь назад, как раз, чтобы застать Ваши лекции в «Академии стиха» (3.12.1909). 22-23.12.1909 из Джибути вновь пишет Брюсову: «… Пишу стихи, но мало. Глупею по мере того, как чернею, а чернею с каждым часом. Но впечатлений масса. Хватит на две книги стихов. Если меня не съедят, я вернусь в конце января…»
Валерий Брюсов по достоинству оценил посвященный ему поэтический сборник Гумилева «Жемчуга», куда вошел африканский раздел «Озеро Чад». В №7 журнала «Русская мысль» он публикует: «…Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно звучащими стихами...» Гумилев отвечает Брюсову: «…всем, чего я достиг, я обязан Вам».
Николай Гумилев был не чужд изобразительному искусству. В 1918 г., во время тотальной нехватки всего, в том числе бумаги, Гумилев сам создает рукописные сборники стихов («Стружки», «Персия»), иллюстрируя их собственными рисунками.
Все, что Гумилев написал об Африке, можно условно разбить на три части. Первая стихи, которые он писал в Париже в 1907 году, бродя по Ботаническому саду и тоскуя об Африке: «Озеро Чад», «Носорог», «Гиена», «Невеста Льва», «Жираф», «Ягуар» и «Зараза». Побывав в Абиссинии и изучив местный фольклор, Гумилев написал четыре стихотворения, объединенные одним названием «Абиссинские песни» и еще три стихотворения: «Африканская ночь», «У камина» и «Эзбекие». После этих поэтических опытов он берется за «Шатер». Изданием этого сборника Николай Гумилев подвел итог своих поэтических признаний колдовскому континенту.
Кураторы: Оксана Вдовенко, Елизавета Костаки
Вернисаж: 29 апреля, 18.00
На вернисаже свои восточные стихи прочтет Андрей Добрынин.