Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
Collegium Novum Zurich (CNZ)
Дирижер — Титус Энгель (Швейцария/Германия)
в совместном российско-швейцарском проекте
Masks — identities
Маски и сущности
6 апреля, 19.00
В проекте «Маски и сущности» встречаются два ведущих ансамбля Швейцарии и России — Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) и Collegium Novum Zurich (CNZ). 6 апреля в Шереметевском дворце два ансамбля не просто совместно исполнят три мировые и одну российскую премьеру известных композиторов XXI столетия, но попытаются ответить на вопрос: каково место национальных музыкальных культур в глобальном мире новой музыки? Возможно ли идентифицировать тот или иной новый опус как российский или швейцарский, или же родовое наследие и родовые травмы локальных традиций — лишь маски, которые легко надеть и несложно отбросить за ненадобностью?
Два ансамбля, хорошо известные в Европе и России блистательным уровнем исполнительства, тонким музыкантским чутьем и проповедническим запалом, каждую программу строят как остросюжетный роман. Проект «Маски и сущности» — это роман о национальной самоидентификации, который ставит под сомнение саму возможность говорить о ней на универсальном языке новой музыки. Действующие лица романа — типичные герои нашего времени. Сергей Невский и Дмитрий Курляндский живут и работают и в России, и в Европе (в Германии и Франции, соответственно). Остались ли они русскими, стали ли европейцами? Имеет ли смысл сам этот вопрос, задаваемый и российским, и швейцарским композиторам? Арам Хованисян родился в Армении, но много лет живет в Швейцарии. Гэри Бергер разрывается между Швейцарией и Германией. Штефан Вирт, имеющий происхождение из швейцарско-американской семьи (чьи корни при этом в южной Италии), в своем новом сочинении взял на себя труд воплотить в звуке свою «итальянскость». Но не вообразил ли он попросту то, чего не существует?
Принадлежность к той или иной национальной культуре как чувство дома, выбор между «домом» и «бездомностью» — это только завязка концерта «Маски и сущности». Его развязка — пять новых опусов весьма востребованных композиторов XXI века, которых лишь по привычке называют молодыми. У каждого — свой собственный язык, узнаваемый на слух, но требующий безупречного произношения. Таковым как раз и обладают Московский Ансамбль Современной Музыки, Collegium Novum Zurich и дирижер Титус Энгель (Швейцария/Германия).
Проект проходит при поддержке Министерства культуры России, Посольства Швейцарии в России, Швейцарского культурного фонда «Про Гельвеция» и Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы «Swiss Made в России»