НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Мифы и аллегории в изобразительном искусстве»

c 17 марта по 9 мая 2016Москва
А. Боссард. Ваза «Амур и венера в колеснице». XIX век, Франция. Слоновая кость
Ш. Тренте, часы «Похищение Европы». 1780-е, Франция. Бронза, золочение
«Утро», «День», «Вечер», «Ночь», автор неизвестен. XIX век, Германия. Слоновая кость, постамент дерево
Корабль с мифологическими композициями, автор неизвестен. 1870-е, Австрия. Серебро, эмаль, камни
Все мировое искусство пронизано мифологическими сюжетами, часто несущими символическое значение. Мифология – образный, поэтический язык, на котором говорили древние народы, стараясь объяснить явления природы. Земля, небо, солнце, звезды, горы, реки, ручьи, деревья принимали образы богов. В Греции, «стране хорошего вкуса», по определению И. Винкельмана, родилась мифология, вдохновлявшая художников и поэтов на протяжении последующих столетий. Из отдельных сказаний, родившихся в различных уголках греческой земли, складывались целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им божественных силах.

Олимп и двенадцать восседающих на его вершине богов постепенно перешли в римскую мифологию, сменив имена: Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной, Афродита – Венерой и т.д. Благодаря Овидию и Вергилию, писавшим на латинском языке, античная мифология сохранилась до эпохи Возрождения и в более поздних переводах послужила источником вдохновения для Шекспира.

Облик богов и присущие им атрибуты сохранялись на протяжении веков, с распространением христианства приобретая аллегорическое значение. Так, например, Флора, богиня цветов, стала аллегорией весны, богиня земледелия Церера – лета, бог виноделия Вакх – осени, воплощавший северный ветер Борей – зимы. Впоследствии и сами времена года стали аллегорией основных этапов жизни человека – от рождения до смерти.

Персонифицированные изображения богов греческого пантеона служили в дальнейшем и в назидательных целях: на примере определенных сцен объяснялись значимые христианские и светские доктрины. Сюжет «Битва лапифов с кентаврами» (кентавромахия) стал символизировать победу цивилизации над варварством. Некоторые мифологические персонажи из окружения Вакха, такие как, козлоногий Силен, превратились в чертей – обитателей преисподней. Благоволивший к художникам Людовик XIV, «Король-Солнце», отождествлял себя с Аполлоном – богом солнца и покровителем искусств. Многие живописцы передавали военные и политические победы монархов как триумф олимпийских богов; нередко определенным смыслом наделялись и изображения шаловливых амуров.

На протяжении столетий художники и скульпторы создавали отдельные композиции и целые циклы на мифологические и аллегорические сюжеты, опираясь на изобразительную традицию прошлых времен, но при этом всякий раз разрабатывая новые вариации пластического решения сюжетов. Тициан, Рембрандт и Рубенс были вдохновлены историей Данаи, Боттичелли и Веласкес – образом Венеры, Брейгель и Буше – аллегорией времен года, а созданные ими шедевры стали украшением и гордостью как государственных, так и частных собраний.

Основной темой в представленной на выставке коллекции Ольги Затеевой становится раскрытие аллегорического сюжета «Времена года» в гравюре и предметах декоративно-прикладного искусства. Постепенно собрание стало пополняться произведениями, созданными на различные аллегорические и мифологические сюжеты. Выбор таких тем, как «Четыре стихии», «Четыре стороны света», «Добродетели и пороки», работа над образами персонажей греко-римской мифологии позволяют создать впечатление о том, что занимало умы художников от века шестнадцатого до века двадцатого.

Авторы, результатом труда которых стали представленные на выставке гравюры, входят в достаточно широкий круг европейских мастеров, работавших в разных техниках. Встречаются произведения Антонио Темпесты, Филиппа Галле, Криспина ван де Пассе, Яна Саделера, Адриана Колларта, Альфонса Мухи. На данных примерах можно проследить, как менялась трактовка одного и того же сюжета в исполнении художников XVI–ХХ веков. В XVII веке осуществляется переход от жанрово-эмблематической, насыщенной символами композиции к реалистическому изображению пейзажа. В XVIII веке возникает галантная сцена, которую в XIX веке сменила жанровая. В эпоху модерна мастер постепенно возвращался к символическому видению сюжета, зачастую придавая ему иные смыслы и философскую трактовку.

Предметы из слоновой кости – наиболее любопытная часть собрания, так как в отечественных музеях представлена в основном резная религиозная скульптура Средних веков; произведения же более позднего периода не доступны широкому зрителю. Однако на этой выставке можно увидеть разнообразные произведения на мифологические сюжеты – плоды труда искусных мастеров Италии, Нидерландов, Германии и Франции XVII – начала XX веков.

Фарфор, к которому увлеченные коллекционеры питали особую слабость еще с XVIII века, представлен мелкой пластикой, вазами и отдельными предметами с удивительной росписью, вышедшими из мастерских Мейсенской, Берлинской, Неаполитанской и Венской мануфактур. Многообразие предметов роскоши дополняют эмали XVII века и французская бронза XVIII–XIX веков, в которых также представлены мифологические сюжеты.

www.museum.ru/N61503
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:vmdpni.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.10.2020  x    ?  


Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Персональная юбилейная выставка "LXXV" Народного художника России Б.Л. Непомнящего

К 150-летию И.А. Бунина. Фотопроект "В темноте" в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Лекция-концерт «Музы в жизни и творчестве И. Бунина»

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Ленинградские монументы помнят

"Песнь о России". Выставочный проект Юлии Колактионовой

Выставки Русского музея в Кемерове

Как столичные жители ходят в музеи: социологи изучили музейную аудиторию Москвы и Подмосковья

Проект «Трогательная история в Дарвиновском музее». Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси

Выставка "Между мирами: резное дерево в сакральном пространстве" в Музее истории религии

Афон. Скит «Новая Фиваида» в фотографиях Станислава Чабуткина

Балтийское море в объективе и на холсте

Выставочный проект «Карелия глазами художников» в Музее художественной культуры Новгородской земли

Благотворительный фонд Потанина представляет цикл публичных лекций "Школа музейного лидерства"

Роб Вудкокс. Природные связи

В Кунсткамере открылась выставка «Таймырское кочевье. Культура. Искусство. Мастерство»

Александр III Миротворец


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru