НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Фотодокументальная выставка "Династия Брокар и расцвет русской парфюмерии"

c 1 по 29 апреля 2016Москва
Фотодокументальная выставка ''Династия Брокар и расцвет русской парфюмерии''
Фотодокументальная выставка ''Династия Брокар и расцвет русской парфюмерии''
1 апреля 2016 года в 18.00 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на открытие фотодокументальной выставки "Династия Брокар и расцвет русской парфюмерии".

Династии Брокар и, главным образом, Генриху Афанасьевичу Брокару, предпринимателю, исследователю, коллекционеру и меценату, принадлежит особая роль в развитии отечественного парфюмерного производства на рубеже XIX-XX веков, получившего благодаря ему международное признание.

На выставке впервые в России наиболее полно будут представлены фотографии, деловые документы, чертежи, патенты, газетные публикации, рекламные плакаты и другие материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, Центральном государственном архиве города Москвы, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музее индустриальной культуры (Москва), Главном архивном управлении Московской области, Архивном отделе управления делами администрации Пушкинского муниципального района (г. Пушкино), семейном архиве Николь Шерпитель (Швейцария), а также документы и личные вещи, принадлежавшие семье Брокар из личной коллекции исследователя, члена Союза художников Подмосковья Е.С.Артовой.

В открытии выставки примет участие праправнучка Г.А.Брокара - Николь Шерпитель. Много лет она занимается восстановлением истории своей семьи, пишет об этом книгу. Ей помогает племянник Бертран Эстранжен, коллекционер предметов искусства, который ведет в интернете блог об удивительной истории Генриха Брокара. Он живет и работает в Брюсселе.

Ознакомиться с экспозицией можно до 29 апреля 2016 года, в выставочном зале 409 на 4-м этаже в часы работы ДРЗ.

Наш адрес:

Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2

Проезд: м. "Таганская" (кольцевая)

Тел.: (495) 915-10-80

Вход свободный.

***

О Г.А.Брокаре и его семье

"Я вернусь во Францию, чтобы там умереть,

но жить и работать я могу только в России,

где больше простора для творчества

такого художника, каков я..."

Г.А.Брокар

Генрих Афанасьевич Брокар - предприниматель, исследователь, коллекционер и меценат, родился в 1837 году в Париже в семье Атанаса Брокара. Брокар-старший был преуспевающим парфюмером - сначала в Париже, затем в Филадельфии. В начале 1860-х Генрих Брокар решил выйти из семейного бизнеса и уехать в Россию. Он обосновался в Москве и превратился в Генриха Афанасьевича. Решив сначала осмотреться на новом месте, 18 августа 1861 года Генрих Брокар поступил на работу управляющим на парфюмерную фабрику Константина Гика. Здесь молодой Брокар проработал более трех лет и за это время изобрел способ изготовления концентрированных духов. Тогда же он женился на дочери обрусевшего бельгийца Томаса Раве - Шарлотте. В октябре 1863 года, ненадолго съездив в Париж и отвергнув все выгодные предложения, полученные на родине, он вернулся в Москву, где собирался открыть собственное дело. Необходимая на это сумма имелась: фирма "Рур Бертран" из Грасса приобрела изобретение молодого парфюмера за двадцать пять тысяч франков.

Брокар открыл собственную небольшую мыловаренную фабрику. Парфюмерное дело в России полностью контролировали его соотечественники-французы. На рынок поступали огромные партии импортного мыла и духов. Выпускавшие парфюмерную продукцию фабрики в обеих столицах принадлежали все тем же французам. Несколько запоздавший Брокар встретил сильнейшую конкуренцию и сумел в ней выстоять.

Шарлотта чувствовала себя в России совершенно как дома и была прекрасно осведомлена о нравах своей второй родины. Помимо этого, она обладала деловой хваткой, позволившей ей стать верной помощницей мужа во всем, что касалось его дел. Известно, что идею выпуска дешевой продукции для народа подсказала именно она. Успех был небывалый. Ведь до этого большинству населения необъятной Российской империи мыло было недоступно.

Изучение торговой политики фирмы Брокара могло бы стать прекрасным пособием для начинающих предпринимателей. Начало было положено выпуском "Детского" мыла с буквами русского алфавита, выдавленными на каждом куске; мыло, благодаря которому многие выучились читать, называли "азбукой Брокара". Следующим безошибочным ходом стал выпуск "Народного" мыла ценой всего в одну копейку. Объемы стремительно возрастали. Предприятию в течение пяти лет несколько раз приходилось менять адрес: Теплый переулок, Зубовский бульвар, затем переезд на Пресню. Но скоро и там становится тесно. Осенью 1869 года Брокар переводит предприятие за Серпуховскую заставу. Со временем фабрика заняла весь квартал на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы.

Сначала Брокар производил только мыло. Потом попробовал изготавливать помаду и пудру. Оставалось сделать последний шаг и освоить производство элитных духов. Но это казалось почти невозможным. Предубеждения российской публики, доверявшей исключительно иностранным одеколонам и духам, трудно было преодолеть даже потомственному французскому парфюмеру. Однако не в характере Брокара было отступать. Первым шагом стал выпуск собственного одеколона, появление которого он обставил совершенно необычно. В 1882 году, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, струями одеколона "Цветочный" бил... настоящий фонтан. Никто не мог пройти мимо диковинки: дамы окунали в струи фонтана свои шляпки, а мужчины - фалды пиджаков. Подобного не устраивал еще никто. Успех московского парфюмера был полный и бесповоротный.

Но убедить русских дам покупать выпущенные в Москве духи все равно не удавалось. Ни самые современные технологии, ни то, что владелец фабрики был осведомлен обо всех самых последних европейских новшествах, которые немедленно внедрял в производство, не помогали. Доверяли не брокаровским, а "настоящим", французским духам только "из самого Парижа". Тогда Брокар придумал хитрость: он закупил партию духов у особенно популярной в российских столицах французской фирмы "Любэн" и перелил их в собственные фирменные флаконы. Спустя нескольких месяцев две покупательницы, одна за другой, возвратили духи, сославшись то ли на плохое их качество, то ли на нестойкость аромата. Брокар обнародовал нотариально заверенные протоколы о покупке духов у конкурента-француза. Это стало отличным рекламным ходом.

Еще один маркетинговый ход (на столетие предвосхитивший суперсовременные рекламные акции) был сделан опять-таки с подачи жены, тонко чувствовавшей потребности и возможности русских женщин. Брокар выпустил парфюмерный набор, состоявший из десяти предметов и стоивший при этом всего только рубль. Выпуск подарочного набора приурочили к открытию первого фирменного магазина. Торжество было скомкано и магазин пришлось временно закрыть, поскольку спустя три часа после открытия у дверей началось форменное побоище и полиции не оставалось иного выхода, как разогнать рвавшуюся в зал толпу.

Со временем фабрика Брокара стала одним из самых благополучных предприятий города. Известно, что за всю историю ее существования на ней почти не было забастовок. Кроме хорошей зарплаты, в качестве премии каждому сотруднику фабрики выдавались мыло, духи и одеколоны, пропорционально количеству членов семьи. Если же работник изъявлял желание приобрести продукцию другой фирмы, то хозяин оплачивал часть ее стоимости.

Продукцию фабрики часто подделывали, но Брокар придумал, как бороться с контрафактом. Он не только ввел напечатанные специальным образом этикетки для всех без исключения видов своих товаров, но и утвердил 2 апреля 1886 года через Министерство финансов для изделий фабрики именные клейма с государственным гербом Российской империи. Это стало первым использованием торговых знаков в России.

В 1872 году Брокар учредил собственный торговый дом, а в 1893 году в целях расширения производства компания была переведена в разряд товариществ и стала называться "Товарищество парфюмерного производства Брокар и компания". Но даже достигнув безраздельного господства на российском рынке, миллионер Брокар продолжал напряженно работать и постоянно изобретать.

За свою жизнь он изобрел немало. Сначала - способ создания концентрированных духов, затем - состав "Цветочного" одеколона, получившего широчайшее распространение и выпускающегося по сей день. Фабрика Брокара смело внедряла в производство новые сорта мыла и одеколона, - Брокар экспериментировал, создавая все новые и новые ароматы.

Брокар эффектно рекламировал свой товар - и не только фонтаном на ярмарке или поднесенным герцогине Эдинбургской букетом, составленным из восковых цветов - роз, ландышей, фиалок и нарциссов, каждый из которых обладал своим неповторимым ароматом. Он уделял особое внимание упаковке - флаконам, придумывал причудливые формы для своего мыла - к примеру, в виде шара, или морковки, или огурца натурального зеленого цвета. А супруга "Душистого Генриха" не только участвовала в создании новых марок, разработке оформления упаковок, но даже вела переговоры с партнерами. Не отставали и подраставшие дети, которые постепенно тоже входили в дело. У четы Брокар было трое детей - сыновья Александр, Эмиль и дочь Евгения. (Евгения впоследствии вышла замуж за "русского француза" Петра Жиро, владельца шелкоткацкой фабрики, после национализации ставшей "Красной розой").

Брокары мгновенно откликались на все события и умело использовали политическую конъюнктуру: так, в разгар Русско-турецкой войны 1877-1878 годов появились мыло "Воинское" и помада "Букет Плевны", ставшие не менее популярными, чем духи "Персидская сирень" - брокаровская "визитная карточка".

Успех сопутствовал парфюмеру повсюду: после триумфа на парижской Всемирной выставке 1889 года, где Брокар впервые экспонировал духи "Персидская сирень", последовали золотые медали на выставках в Мадриде и Брюсселе в 1890 году, высшая награда на выставке в Чикаго в 1893 году. Апофеозом деятельности Генриха Брокара стала Всемирная выставка 1900 года в Париже, где продукция "Товарищества Брокар и К°", официального поставщика двора герцогини Эдинбургской, испанского королевского двора и российского императорского дома, получила Гран-при.

Успех предприятия позволил Г. Брокару стать одним из самых крупных коллекционеров живописи и предметов искусства. Его собрание, третье по размеру в Москве, включало полотна известных западноевропейских мастеров, которые сейчас можно увидеть в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина и других музеев (после революции вся коллекция была национализирована).

Г енрих Брокар прожил в Москве 39 лет. Именно здесь он добился успеха и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России. "Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России", - говаривал Генрих Брокар. Так и случилось. По настоянию врачей Генрих Брокар уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Похоронили "парфюмерного короля" в местечке Провен близ Парижа. Несмотря на то, что Генрих Брокар всю жизнь оставался французским подданным, он был истинным патриотом России.

"Товарищество Брокар и К°" с оборотом в 2,5 миллионов рублей перешло к его вдове. Шарлотта Андреевна мужественно вынесла удар судьбы - она не только вступила в управление наследством и фабрикой, но и увековечила память супруга, создав музей его имени, а в 1901 году выпустила в свет брошюру "Памяти Г.А.Брокара". Вплоть до революции дело Брокаров продолжали его дети.

К 1914 году, когда фирма отмечала пятидесятилетний юбилей, ее торговый оборот увеличился в семьсот раз и составил 8 300 000 рублей. Фабрика ежегодно выпускала 34,7 миллиона кусков мыла, 4,3 миллиона флаконов духов, 2,5 миллиона флаконов одеколона, миллионы коробок различных ароматных изделий.

В 1917 году "империя Брокара" была национализирована и переименована в "Замоскворецкий мыловаренный комбинат № 5". В июле 1919 года вместе с другими членами правления фабрики Александр Генрихович Брокар был арестован органами московской Чрезвычайной комиссии по обвинению в антисоветской деятельности. Проведя пять месяцев под следствием, он вышел на свободу и покинул страну. Эмиль и Евгения Брокар также эмигрировали во Францию. Александр жил в Париже, затем в Ницце, где в 1923 году, незадолго до своей смерти (в 1924 году) открыл торговое предприятие.

Бывший завод Брокара снова был переименован - он превратился в фабрику под названием "Новая заря", которая существует и по сей день.

2 апреля 2016 года в 16.00 в холле 4-го этажа Дома русского зарубежья им. А.Солженицына пройдет мастер-класс по мыловарению "Мыло ручной работы: первые шаги", приуроченный к открытию выставки "Династия Брокар и расцвет русской парфюмерии".

В 17.00 состоится экскурсия по выставке для всех желающих.

Вход свободный.

www.museum.ru/N61459
Ваше мнение »»

»»Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес:город Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд:Ст. м. "Таганская" (кольцевая)
Телефоны:(495) 137-83-87, 137-83-84 (экс. отдел)
сайт:domrz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Открытие летнего сезона в Петергофе

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

Выставка «Всегда помним» во Всероссийском музее декоративного искусства

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Свояси» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru