«История о том, как жена и любовница помирились, и другие средневековые песни о женщинах»
13 марта, 16.00
Cantigas de Santa Maria, Cantigas de Amigo (Испания, XIII в.), а также инструментальная музыка Франции и Италии XIV в.
До нас дошло не так много имен средневековых композиторов. И подавляющее большинство из них – мужчины. Пока историки усердно ищут следы композиторов-женщин, которые могли бы встать в ряд со знаменитой настоятельницей немецкого монастыря XII в. Хильдегард фон Бинген или французскими благородными дамами-труверессами, ансамбль средневековой музыки Laterna Magica составил коллекцию испанских песен XIII в., написанных если не женщинами, то о них.
Cantigas de Amigo – популярнейший в свое время жанр галисийско-португальской любовной лирики от женского лица. До наших дней дошло лишь семь стихотворений с музыкой, написанной трувером Мартином Кодашем, они и прозвучат в концерте. Среди Cantigas de Santa Maria – огромного корпуса анонимных баллад о чудесах Девы Марии, собранного в Мадриде в XIII в., - немало повествует о женщинах. Истории встречаются любовные, бытовые, даже криминальные: о женах и любовницах, спасенных самоубийцах, беглых монашках; о женщине, которая хотела увидеть святых и о забывчивой ткачихе, чьи черви-шелкопряды сами соткали покров статуе Мадонны. Средневековые сюжеты, в которых находится место чуду, пестры, как современная жизнь. Дополнят программу французские и итальянские инструментальные композиции XIV в. (эстампи и истанпитты). Это шедевры совсем другой эпохи, но они тесно связаны с испанскими балладами общим музыкальным строем.
Новую программу ансамбля LATERNA MAGICA можно было бы сравнить с каким-нибудь романтическим вокальным циклом вроде «Любви и жизни женщины» Роберта Шумана. Однако, принципы исторически информированного исполнительства, которых придерживается коллектив, не оставляют места для сантиментов и фантазий. Средневековые баллады о женщинах прозвучат на инструментах, которые были в ходу в XIII-XIV веках, и в стилистике, в которой, насколько известно на данный момент, они могли звучать в свою эпоху.
АНСАМБЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКИ LATERNA MAGICA
Ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA создан в Петербурге в 1998 году. На протяжении 16 лет участники коллектива обучались и продолжают стажироваться на мастер-классах ведущих европейских мастеров аутентичного вокала, исполнительства на средневековых флейтах, пайп-и-таборе, органетто, фиделе и т.д. Ансамбль выступал на крупнейших отечественных и западных фестивалях старинной музыки, гастролировал по России, Беларуси, Украине, Европе и США. В своем творчестве опирается на вечную изменчивость канонов исторически информированного исполнительства и растет вместе с этим музыкально-философским движением.
Состав ансамбля LATERNA MAGICA:
Ольга Комок – вокал, органетто, колесная лира
Екатерина Бонфельд – вокал, средневековые флейты
Александр Горбунов – фидель, виола, зарб
Андрес Измайлов – романская арфа