НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Создания руки, резцом вооруженной»… Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века

c 26 февраля по 22 мая 2016Санкт-Петербург
Александра Федоровна. Савельев Д.С. (1807-1843), копия по оригиналу Карла Фридриха Вихмана (1775-1836). Мрамор. Высота: 118 см
Гостиная имп. Николая Павловича в Зимнем Дворце. К.А. Ухтомский (1818-1881). Cер. XIX в. Бумага, акварель. 24 ? 34 см
Особняк барона А.Л. Штиглица. Гостиная. Луиджи Премацци (1814-1891). 1870 г. (?). Бумага, акварель, белила. 34,5 ? 43 см
Фетида на дельфине. Эмилио Вольф (1802-1879). XIX в. Мрамор
Эсмеральда. Антонио Россетти (1819-1856). 1856 г. Мрамор. Высота: 100 см
26 февраля 2016 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открывается выставка «”Создания руки, резцом вооруженной”…Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века».

Выставка знакомит с великолепными скульптурными произведениями, украшавшими покои императорских и великокняжеских дворцов, личные комнаты петербуржцев в XIX веке. Неотъемлемой частью экспозиции являются акварели дворцовых интерьеров с изображениями этих скульптурных работ, созданные художниками XIX столетия. Всего представлено свыше 70 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа (более 30 скульптур и 40 акварелей).

С начала XIX века в убранстве личных покоев императорских и великокняжеских дворцов, частных домов все чаще начали использовать скульптурные произведения. Портретные бюсты и статуи, группы на мифологические и аллегорические сюжеты, созданные в самых разных материалах, мелкая бронзовая пластика украшали гостиные, кабинеты, библиотеки, зимние сады. Скульптура постепенно превратилась в неотъемлемую часть изысканного петербургского интерьера. По своему художественному уровню многие из этих мраморных статуй и групп не уступали экспонатам, выставленным в то время в Императорском Эрмитаже, но были известны лишь узкому кругу жителей русской столицы. Так, например, в 1802 году статуя «Амур» и группа «Амур и Психея» работы Антонио Кановы были доставлены князю Николаю Борисовичу Юсупову в его дворец на Фонтанке, а в 1815 император Александр I приобрел четыре произведения итальянского мастера для эрмитажного собрания.

Помимо работ Антонио Кановы (1757-1822) и Бертеля Торвальдсена (1770-1844), самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма, во дворцах Петербурга хранились произведения их талантливых учеников и последователей - Пьетро Тенерани (1789-1869) и Луиджи Бьенеме (1795-1878), Ринальдо Ринальди (1793-1873) и Джона Гибсона (1790-1866), Христиана Даниэля Рауха (1777-1857) и Эмиля Вольфа (1802-1879), Бориса Орловского (1797-1837), Александра Логановского (1812-1855) и многих других прославленных западноевропейских и русских мастеров XIX века.

Статуи и скульптурные группы, принадлежавшие членам императорской семьи и петербургской знати, в середине XIX века чаще всего покупались в Италии и Германии. Именно в этих странах император Николай I приобретал «новейшую» скульптуру, как для Нового Эрмитажа, так и для подарков. Среди них «Данаида», созданная в 1839 году скульптором Х.Д. Раухом, и подаренная в 1840 году императрице Александре Федоровне Николаем I. В экспозицию включены скульптурные произведения, специально заказанные и приобретенные в 1838-1839 годах в Италии для коллекции наследника русского престола великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), а также купленная в 1859 году уже для его сына великого князя Николая Александровича скульптура «Амур с атрибутами Геркулеса» работы Эмиля Вольфа.

Интересна судьба статуи императрицы Александры Федоровны, созданной по специальному заказу императора Николая I. Утраченную после пожара Зимнего дворца в 1837 году скульптуру работы Карла Фридриха Вихмана (1775-1836) вновь воссоздал русский скульптор Дмитрий Савельевич Савельев в 1840 году.

Мариинский дворец, принадлежавший семье великой княгини Марии Николаевны, старшей дочери Николая I, украшали мраморные произведения А. Кановы, Х.Д. Рауха, Э. Вольфа и других скульпторов XIX века.

В особняке А.Л. Штиглица на Английской набережной можно было видеть работы прославленных мастеров – Б. Торвальдсена, Э. Вольфа, Л. Бьенеме. На выставке демонстрируется мраморная группа «Фетида» (скульптор Эмиль Вольф), принадлежавшая в 1870-ые годы барону А.Л. Штиглицу и украшавшая гостиную его особняка на Английской набережной.

Представленный на выставке бюст «Фавн», был привезен в Санкт-Петербург в начале 1830-х годов, тогда он считался работой Микеланджело (ныне приписывается его современнику Баччо Бандинелли). Сменив в Петербурге несколько владельцев, «Фавн» в 1860-х годах оказался в доме графа П.С. Строганова, в 1912 году по его завещанию поступил в Эрмитаж.

Акварели Эдуарда Гау, Константина Ухтомского, Луиджи Премацци, Ивана Вольского и Жюля Мейблюма, запечатлевших покои Зимнего, Михайловского, Мариинского, Ново-Михайловского дворцов, апартаменты дома графа П.С. Строганова и особняка барона А.Л. Штиглица, позволяют сегодня увидеть утраченные или недоступные интерьеры, а также судить о количестве и разнообразии скульптуры и о вариантах ее размещения в интерьерах XIX века.

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства (Сергей Олегович Андросов, Заведующий отделом, доктор искусствоведения), кураторы выставки: Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения и Екатерина Михайловна Орехова, младший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «”CОЗДАНИЯ РУКИ, РЕЗЦОМ ВООРУЖЕННОЙ…” СКУЛЬПТУРА В УБРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ДВОРЦОВ XIX ВЕКА». (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год). Авторы каталожных описаний сотрудники Государственного Эрмитажа: С.О. Андросов, М.О. Дединкин, Е.И. Карчёва, Е.М. Орехова, А.В. Соловьёв, И.О. Сычёв, Э.А. Тарасова.

www.museum.ru/N61295
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Мир Астафьева глазами художников

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

К 80-летию освобождения Гатчины от нацистской оккупации. Выставка «Эвакуация»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru