Большой выставочный зал
26 февраля - 9 марта
Петр Татарников
НАВАЖДЕНИЕ
Живопись
Наваждение - идея-фикс, возникающая в уме помимо воли; непонятное явление, необъяснимый случай (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Если верить толковым словарям, НАВАЖДЕНИЕ - это нечто необъяснимое, возникающее помимо воли, непонятное и бесовское. Такими же словами: необъяснимое, непонятное, возникающее помимо воли - можно описать талант как явление и процесс творчества вообще.
Ведь пока идея или замысел не реализуются в "творческий продукт" - слово, полотно, спектакль, фильм и далее по списку, они становятся наваждением для художника, мороком, постоянно присутствующим и требующим творческого разрешения.
Для петербургского художника таким соблазном и искушением является сам город, "умышленный" и прекрасный.
Уроженец Петербурга, Петр Татарников с детства впитал строй и дух города, которому посвятил едва ли не большую часть своих работ. По замечанию Сергея Даниэля, для Татарникова безусловным центром петербургского ландшафта стал Летний сад. Склонный к вариациям одних и тех же тем, он рисует и пишет Летний сад в разные времена года и суток, с разных сторон, извне и изнутри, в разных форматах и техниках. Летний сад в водном обрамлении - вот основная петербургская тема художника. Композиционно совершенные (зеркальная симметрия), изысканные по цвету и фактуре садовые пейзажи - воплощенная философия созерцания. Как антагонисты этого земного "парадиза" в экспозицию выставки включены живописные работы из так называемой серии "Ледоход" - водные пространства Невы, Мойки, Фонтанки, заполненные ломаными линиями и острыми углами столкнувшихся льдин.
К художнику Петру Татарникову как наследнику традиции Петербургского текста (в терминологии В.Н. Топорова) с полным правом относятся ахматовские строки 1915 года:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
Петр Татарников родился в Ленинграде. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Работы находятся в Государственном Русском музее (СПб), Музее истории Санкт-Петербурга, ЦВЗ "Манеж" (СПб), музее современного искусства "Эрарта", в других музеях Петербурга, России, Европы и в частных собраниях.
Открытие 26 февраля в 18:30