НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Валентин Серов: из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова

c 27 января по 1 апреля 2016Волгоградская область
Валентин Серов. Женский портет. Волгоградский музей изобразительных искусств имени  И.И. Машкова
Валентин Серов. Портрет Философова. 1899. Волгоградский музей изобразительных искусств имени  И.И. Машкова
Валентин Серов. Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1911. Волгоградский музей изобразительных искусств имени  И.И. Машкова
По многочисленным просьбам поклонников таланта В.А. Серова Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова впервые демонстрирует все произведения великого мастера из своих фондов. В небольшую экспозицию вошло одно произведение живописи и восемь графических работ (офорты и литографии). Волгоградцам предоставляется редкая возможность ощутить неограниченный арсенал творческих возможностей удивительного философа, труженика, искателя совершенства, который своим творчеством осуществил переход русского искусства к 20 веку, от передвижников - к модерну. Большая часть коллекции поступила в музей при его организации из Третьяковской галереи и Русского музея; один из офортов - из собрания известного волгоградского художника А.И.Бородина; живописный женский портрет был передан в составе коллекции Н.А.Арнинг-Зайцевой в 1980 г.

Талант Валентина Серова нашел яркое выражение в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Жанровый диапазон его работ включает исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, иллюстрации. Но прежде всего Серов был выдающимся портретистом, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников. Понимание портретного жанра развивалось на протяжении всей творческой эволюции Серова, постепенно формируя способность вычленять суть характера, сохраняя при этом жизненность. Работы из волгоградского собрания относятся к зрелому периоду мастера, когда главным в портрете становится углубленная и сгущенная характеристика, острота формы и трепетная свежесть живого образа.

Серова страшила поспешность, он долго изучал модель в разной обстановке - в гостях, на концерте, на прогулке. Потому большая часть его камерных портретов посвящена его друзьям, близким по духу людям. Серова страшила поспешность. Известно, как непросто и долго писал он портреты. Изо дня в день оттачивал он свои решения, утончая и усложняя нюансы. Число сеансов редко было меньше сорока, бывало, доходило и до ста. «Он долго мучился над портретами, мучил и свою натуру,- вспоминает Д.Философов. Художник Н.Ульянов передавал свое впечатление о Серове, только что вернувшемся с сеанса. «Кто видел Серова после таких сеансов, тот не узнал бы его. Измученный, с померкшим лицом, он еле двигался по дороге, добравшись до дому, почти валился с ног и засыпал».

Удивительно, что Серов развил особый навык писать долго и при этом сохранять свежесть и свободу. Он владел и искусством сверхбыстрой работы, воспитанным молниеносными карандашными зарисовками и набросками. Обе эти стороны его таланта нашли отражение в нашей выставке. Где бы ни бывал Серов, он всегда что-нибудь наблюдал и зарисовывал. В бесчисленных альбомах и альбомчиках, с которыми он не расставался ни на минуту, копился исходный материал, выхваченный из жизни. Потому портреты Серова обнаруживают разнообразие поз, неповторимость положений, посадок, поворотов, жестов, соответствующие человеческой неповторимости. Непрестанными штудиями он добился абсолютного повиновения карандаша, угля, кисти.

Наследие Серова в печатной графике невелико и насчитывает всего 26 работ (17 офортов и 9 литографий). Его литографии — это портретные зарисовки, исполненные литографским карандашом на специальной зернистой бумаге «корнпапире». В большинстве своем это были портреты его новых друзей и знакомых, объединившихся вокруг редакции журнала «Мир искусства». К их числу относились и Дмитрий Философов - публицист, критик, руководитель отдела художественной критики в «Мире искусства» - и Анна Остроумова-Лебедева, с именем которой связан высочайший расцвет русской ксилографии.

С Анной Петровной Остроумовой-Лебедевой их связывало многое - оба дружили с С.Дягилевым, осваивали гравюру под руководством В. Матэ. Зимой, в конце 1899 года, в гостях у А.Бенуа Серов сделал набросок с Анны, сидящей в кресле. Позже этот рисунок был переведен в литографию. В довольно обширной галерее портретов Остроумовой-Лебедевой серовский портрет выделяется точно найденным соотношением мягкости, юной женственности и скрытой силы. Это в точности соответствует тому впечатлению, которое сохранилось о ней в памяти современников, как о человеке, в котором за некоторой неуверенностью скрывался твердый, свободолюбивый и прямой характер. Артистизм, эпатажность, рафинированная красота Д.Философова нашла выражение в формах, близких стилю модерн.

Офорты Серова включают портреты, жанровые сцены, изображения животных, иллюстрации к басням И.А.Крылова, а также воспроизведения собственных работ. Ни один род гравирования не дает такой широкой возможности художнику передавать различные оттенки впечатлений, живописность и остроту видения мира, как офорт с его свободной непосредственностью штриха, световыми живописными качествами. Общее развитие искусства начала 20 века вызвало широкий интерес к офорту, и фигура В. Серова занимает здесь ведущее положение, несмотря на немногочисленность выполненных им гравюр. Принципиально новое решение проблемы материала, которое демонстрируют офорты Серова, сила их эмоционального воздействия позволяют говорить о нем как о лучшем русском офортисте конца 19 — начала 20 века.

Обращение Серова в конце 1890-х годов к гравюре было вызвано поисками, более острого, точного, обобщенного и условного языка. Офорт занимал художника в двух планах. Так, в портретном офорте его привлекала возможность передать становление образа, которое совершается на наших глазах. Гравер наносит на офортную доску штрихи разной толщины и силы, передавая душевное напряжение образа, создает вибрирующую атмосферу вокруг лица.

Посещая Санкт-Петербург в 1890-1900-е гг., Валентин Серов часто останавливался на казенной квартире в здании Императорской Академии художеств у профессора граверной мастерской В.В.Матэ. Из различных источников известно, что этих, столь различных по воспитанию, взглядам, да и по художественным пристрастиям, людей связывала нежная дружба. Именно у Матэ, начиная с середины 1890-х гг., художник брал уроки офорта. Одним из побудительных мотивов к освоению практически новой для Серова графической техники стало намерение издать отдельные басни А.И.Крылова с оригинальными офортами в качестве иллюстраций, что позволило бы без искажений передать замысел художника при тиражировании. Преобладающая часть дошедших до наших дней серовских офортов датируется 1898–1899 гг. В это же время были гравированы и два портрета В.В.Матэ. В 1899 г. Серов приступил к работе над вариантом портрета, который представлен на выставке, и который уже при жизни художника получил большую популярность. Широкая известность «Портрета В.В.Матэ в пальто и шляпе» (как чаще всего называется эта работа) связана с тем, что офорт был напечатан тиражом в тысячу экземпляров и приложен журналу «Мир искусства» за 1902 г., а затем многократно воспроизводился в различных изданиях. Работа над офортом происходила в несколько этапов, потому существует несколько его версий. Наш портрет является оттиском с итогового, «четвертого состояния офортной доски», хранящейся в Третьяковской галерее.

В работе над портретом В.В.Матэ, художник во всей полноте использовал приемы, характерные именно для данного способа гравирования: сочетание легких, еле заметных, и насыщенных линий, которые получаются при различной глубине травления; бархатистый тон, возникающий за счет переплетения разнонаправленных сильно протравленных штрихов варьируемой толщины; затяжка на нетронутых травлением или слабо протравленных участках доски. Особенно это характерно для проработки лица, верхней части пальто и отдельных областей фона. Очень органично включается в изображение желтоватый тон бумаги.

Несмотря на акцентирование Серовым индивидуальных черт своих моделей, все представленные портреты выражают обобщенные представления эпохи о творце, яркой артистической личности.

Таким образом, обращение к графике, которому так содействовал Матэ, стало частью важного процесса поиска все более активного, самостоятельного художественного языка, попыткой ухода от рабского следования за натурой, что предвосхищало поиски модернистов. Вспомним, что именно класс московского училища, где преподавал Серов, заставил молодого Илью Машкова встать на путь бескомпромиссных поисков собственного художественного языка.

Стремясь отойти от иллюзорности в изображении, желая переставить акценты в пользу остроты чувственных ассоциаций, Серов повторяет ряд своих картин в офорте. Одна из таких работ — офорт «Октябрь» был создан в 1898 г. Интерес к деревенской теме пробудился у Серова в Абрамцево в тринадцатилетнем возрасте, особый серовский «крестьянский» стиль сформировался в имении Домотканово, где он часто жил. Домотканово находилось в тверской губернии, сегодня там действует дом-музей В.А.Серова.

Гравюра «Октябрь» была создана по мотивам одноименной знаменитой картины 1895 г., находящейся в Третьяковской галерее. И.Грабарь так писал о ней: «Самая потрясающая и совершенная из крестьянских картин Серова та, за которой было закреплено название «Октябрь», ибо то, что задумал художник, бывает только в октябре. По жнивью поздней осенью пасется стадо. Спереди лошади, вдали овцы. В центре на лужайке присел мальчик-пастушок. Он весь ушел в какое-то свое занятие, как заняты и лошади, медленно передвигающиеся по полю и позвякивающие своими колокольчиками. Как проникновенно почувствован здесь мальчонка в отцовском картузе… Все это, ускользавшее от наблюдения других художников, высмотрено внимательно и любовно великим поэтом русской деревни, каким был Серов». Большинством своих деревенских работ Серов был недоволен и стремился к все большей простоте выражения.

В офорте, давая очень слабое травление доски, художник достигает необычайной красоты тона, насыщенности воздухом. Разной силы штрихами, то очень тонкими, едва видимыми, то широкими и черными, он создает почти осязаемое ощущение скошенного поля, светлых далей, пасмурного дня и чистого октябрьского воздуха. Сам характер штриха здесь совсем иной, чем в портретах — очень четкий, ясный и спокойный. По пронзительности чувства природы, по остроте его передачи, по простоте замысла и художественных средств офорт этот превосходит свой живописный оригинал. Нельзя не вспомнить здесь А. П. Чехова, и дело не только в чеховской грусти, в умении находить поэзию в будничном, а прежде всего в том, что Серов сумел передать здесь движение чувств, то сложное душевное состояние, которое не укладывается в рамки изображенного явления. Домоткановские работы согреты нежностью к этому миру, к его чувствам и заботам, наполнены тихим и грустным чувством и сладостным раздумьем. В позднейшие годы Серов, несмотря на вечную занятость, обилие заказов, все же не раз возвращался к деревенским темам.

Один из последних проектов, над которым работал Валентин Серов - серия иллюстраций к басням И.А.Крылова - ставил перед мастером задачу создания особого художественного языка, сочетающего точность жизненных наблюдений, образную емкость, элементы гротеска. Три офорта из этой серии представлены на выставке.

Мир животных был отрадой для художника. Очевидцы вспоминают, что когда он рисовал басенных животных, то сам становился похож на них. В каждом из его альбомов было множество зарисовок зверей. В 1895 г. А.И.Мамонтов предложил Серову сделать несколько рисунков к басням Крылова. Серов ухватился за это предложение, отрывавшее широкое поле для применения своей страсти и знаний о животных. Мамонтов задумал издать с рисунками все басни Крылова, однако издание не состоялось. Серов не оставил работу над темой и начиная с 1896 г. стал искать особый басенный стиль - упрощенный, свободный от натурализма. Работа шла в карандаше. В 1898 г. Серов, уже три года пишущий портреты Мусиных-Пушкиных, получил приглашение приехать к ним на все лето в Борисоглебск на реке Мологе в Ярославской губернии. Специально для него был куплен станок для офорта, которым художник так увлекся. Там Серов заполнил множество альбомов зарисовками животных, мужиков, послуживших материалом для иллюстраций басен. Сначала он хотел проиллюстрировать и издать все басни. Постепенно пришел к мысли ограничить их число, отобрав самые любимые. Он отказался от не общепонятных и не народных тем. В результате тщательного неоднократного взвешивания он пришел к решению издать «Двенадцать рисунков В.Серова на басни И.А.Крылова». Вот перечень этих басен: 1. «Обоз», 2. «Ворона и лисица», 3. «Мельник», 4. «Волк и журавль», 5. «Тришкин кафтан», 6. «Квартет», 7. «Крестьянин и разбойник», 8. «Ворона», 9. «Лев и волк», 10. «Осел и мужик», 11. «Мартышка и очки», 12. «Щука».

Серов отобрал двенадцать рисунков из всех, делавшихся в разное время, многократно к ним обращался, всякий раз упрощая. Приемы штриховки, отсутствие контурности, разорванность линии на отдельные черточки сближает В. Серова с Э.Манэ и Э.Дега. В изображениях животных Серов максимально использует выразительную силу белой бумаги, которую организует офортными штрихами в пластически законченный образ. Доведенные до минимума линия и штрих несут в себе точность и остроту видения, силу жизненной убедительности.

По своей натуре Серов не терпел ни малейшего избитого места: ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов, постоянно терзал себя все новым трудностями: «то - да не то», - вечно говорил он. Обладая великим дарованием, он не был удовлетворен своим трудом и находился в постоянном поиске. Сразу вслед за решением задачи он переходил к новой, бросался из стороны в сторону, отступал назад, перепрыгивал через ступени, опирался на что угодно, лишь бы не стать рабом привычки, заменяющей творчество.

Необходимо сказать еще об одной черте личности Валентина Серова - его абсолютном неравнодушии, которое еще недавно называли активной жизненной позицией. Кажется, что он жил с постоянно воспаленной, растревоженной совестью, сердце его болезненно отзывалось на всякую несправедливость, о чем свидетельствуют и скупые строчки биографии. Он вступался за правое дело, отстаивал свои принципы - всегда. Может, оттого и умер так рано, в 46, и на фотографии выглядит намного старше своих лет.

«Что же сказать о художнике, о творениях Серова?- писал А. Бенуа. - Почти то же, что и о человеке. Основная черта их - благородство, правдолюбие, искренность».

Легкость, совершенство и безграничная свобода - вот ощущение, рождаемое каждой из работ В.А.Серова, даже совсем маленькой, не оставляющей и намека на сотни и сотни предварительных эскизов, отчаянные и долгие поиски образа. Каждая из них - настоящее чудо.

www.museum.ru/N61006
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
сайт:mashkovmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 12.11.2019  x    ?  


Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца» в Царицыне

Фонд Потанина на Петербургском культурном форуме: партнерские проекты и экспертные обсуждения

Выставка «Дега. La Suite» в KGallery

«Умный город» - «умные медиа»: панельная дискуссия в рамках Международного культурного форума

Выставка "Благотворители и меценаты театра Императорской России" в Мариинском театре

Моне, ван Гог, Матисс и Гоген возвращаются в основную экспозицию Пушкинского музея

Выставка к 150-летию Зинаиды Гиппиус в Музее Серебряного века

Лермонтовский семинар на Малой Молчановке

Выставка «Жизнь среди снега и льда» в Дарвиновском музее

«Халатные» чтения. Иван Бунин

Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Музее имени Андрея Рублева

Открытие выставки «„Кружение сердец“. Рассказ о семейных драмах» в Доме-музее А.И. Герцена

Выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» в Таганроге

Тактильная экспозиция "Книга природы" в Новой Третьяковке

Выставка «Детский мир семьи императора Николая II» в Коломенском

Форум "Корпоративный музей". Итоги

Презентация книги Натальи Громовой «Именной указатель»

Фотовыставка «Дайсаку Икеда. Диалог с природой» в «Шолохов-Центре»

Валаам: 200 лет в русской живописи

Выставка Ванды Вертинской "Мерцание" в Галерее Файн Арт

VII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

Музею-заповеднику «Царское Село» подарили картину «Развалины Екатерининского дворца»

Выставка Ростислава Иванова «Пластика души» в музее "Русский Левша"

Лучо Фонтана. Ретроспектива

Выставка Сергея Доровенко и Михаила Калюты "Событие" в галерее "Голубая Гостиная"

Перламутровые грёзы. Памяти Альберта Мартыненко

Выставка "Геометризмы. 1950–2010-е" в Новой Третьяковке

Конфискованные крест Гинденбурга и сабля музыкантов переданы в музей-заповедник «Царское Село»

Выставка "Гравировка в художественном стекле"

Жизнь и приключения Анатолия Зверева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru