ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 3 ФЕВРАЛЯ — 13 МАРТА, 2016
АДРЕС: ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, ДОМ 9
Московский музей современного искусства совместно с креативным агентством «Артика» представляют персональную выставку московского художника Людмилы Константиновой «Привет, реальность». Два этажа здания Музея на Тверском бульваре 9 займут более 50 как отдельных, так и объединённых в серии объектов, скульптур, графики, живописных плотен, выполненных в разных техниках.
В эпоху высокоскоростного интернета и социальных сетей мы все чаще становимся свидетелями того, как реальность единого и неделимого мира в его классическом понимании распадается на спектр, где социальная, политическая, виртуальная, субъективная и объективная реальности мешают отличить действительное от недействительного и ложное от правдивого. Искусство не способно свести воедино рассеянные фрагменты реальности, оно может лишь примирить нас с их множественностью. Так, в экспозиции Константиновой «Привет реальность» соединяются стилистически разрозненные и серийные произведения художницы, и зрителю предъявляется цикл работ, которые позволяют рассмотреть разные грани одной проблемы.
В своём творчестве Константинова обращается к разнообразным художественным течениям, от супрематизма до концептуализма, и к множественным эпизодам истории искусства, в том числе к наследию тоталитарного советского прошлого и нью-вэйва 80-х. Свои оммажи автор использует как средство для иронического умозаключения, зашифрованного в ассоциациях. Отсылку к феноменологической редукции Константинова применяет в серии, где нарочито невинные изображения иллюстрируют написанные азбучным шрифтом жаргонные слова. Так, над коровой красуется надпись «тёлка», белоснежный самолётик означает «улёт», а пожилых женщин, расположившихся на скамейке, художник подписывает как «бабки». Это все — своеобразная попытка соотнести означающее с означаемым и осмыслить эту пропасть, которая отделяет наше сознание от существующих вещей.
Основу выставки Людмилы Константиновой составляет группа работ «Дегенеротип». Картины написаны не на классическом холсте, а на тканях отечественного производства, на простом ситце в цветочек и в полоску. Это одновременно и дань уважения «классикам», таким как Тимур Новиков и Георгий Литичевский, и символ кризиса, когда искусство снова маргинализируется и в ход идет простыня и краска для обуви. Сюжет всех портретов один: повторяющийся образ утирающей слезы девушки, сделанный в комиксном стиле. Рисунок переведен на холст не в точном соответствии с оригиналом, черты лица изображаемой смещены, сдвинуты, нарушены пропорции. Иногда это почти незаметно, иногда слишком нарочито. В любом случае канон нарушен и вместе с ним границы, отделяющие красоту от уродства.
В серии «Живопись для дырок» художник обращается к эстетике русского авангарда. Инсталляции из красочных геометрических форм на белой стене внешне напоминают творения художника-супрематиста начала XX века, но название совершенно меняет ее значение. Приглашая зрителя расставить красочные квадратики и кружочки по своему усмотрению, чтобы прикрыть отверстия и неровности на стене, художник говорит о месте искусства в современной жизни и намеренно снижает пафос, напоминая о его утилитарной функции.
Проект «Привет реальность» не ставит цель собрать воедино зыбкую и разлетающуюся на частицы действительность, но демонстрирует множество ее проявлений, сталкивая реальность с искусством. Эти эксперименты и позволяют взаимодействовать с действительностью. Так, Людмила Константинова смело движется ей навстречу со звонким «привет!».
О художнике:
Людмила Константинова родилась в 1980 году в Москве. Окончила Московский Архитектурный Институт и Институт проблем современного искусства.
Избранные выставки:
2015 «Это не абстракция». Галерея Triangle. Москва.
2015 «Интертекст», музей «Эрарта». Санкт-Петербург;
2015 «Озарение». «Гиперкуб», Сколково, Москва;
2014 Liberation continued. Graz museum, Грац;
2014 «Метаморфозы ВГЛАЗ’а». Pechersky gallery, Москва;
2013 «Части целого». Центр современного искусства «Винзавод», Москва;
2012 Gaiety is the Most Outstanding Feature of the Soviet Union. Saatchi Gallery. London
2011 «Бега». Arthouse Squat Forum. Москва;
2011 «Русский пейзаж». Галерея М. и Ю. Гельман, Москва;
2010 «Москва в чемодане». «Les Salaisons», Романвиль, Франция;
2008 «Fast Art 24». Центр современного искусства «Винзавод», Москва;
2008 «Invasion/Evasion». Baibakov Art Projects, Москва;
2006 «Белые люди». Галерея С’Арт, Москва;
2005 «Русский поп -арт». Государственная Третьяковская галерея, Москва.
2004 «Арт-Клязьма», Московская область;
2003 Фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?!», Москва;
2001 «Среди вещей». Музей декоративно-прикладного искусства, Москва.
Куратор: Эльвира Тарноградская