16 декабря 2015 года в 19-00 в Музее Фаберже по адресу: С.-Петербург, наб. реки Фонтанки, 21 начнет работу выставка «Прибытие кино в Россию», посвященная зарождению кинематографа в России, с которой начнется программа событий, посвященная году кино в России. От немого кино и первых киносъемок до расцвета советской монтажной школы 1920-х годов – экспозиция помещает посетителей выставки в исторический контекст эпохи и позволяет не просто увидеть фильмы столетней давности, но понять и почувствовать как воспринимали кинематограф его первые зрители.
Экспозиция строится вокруг четырех ключевых событий. Случилось так, что прибытие в Россию кинематографа братьев Люмьер совпало по времени с коронацией последнего русского царя, которую Люмьерам повезло заснять. Поэтому 1896 год становится узловой датой первой части выставки. При этом кино проникает в Россию как бы с двух сторон: официально-торжественной (съемки коронации) и развлекательно-коммерческой (показы люмьеровских фильмов в кафешантане Шарля Омона на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде). Репортажи о последнем написал для нескольких газет Максим Горький. Вместе с писателем зрители смогут погрузиться в атмосферу киносеансов Люмьеров и почувствовать себя участниками первых киносъемок.
Вторая часть экспозиции переносит посетителей в следующее десятилетие, где репертуар русского кино несколько расширяется. Наряду с официальной хроникой, в прокате появляется множество видовых картин (серия «Живописная Россия»), а также первые игровые фильмы, снятые преимущественно французскими операторами и режиссерами на русские исторические или фольклорные сюжеты («Понизовая вольница», «Смерть Иоанна Грозного»). Сами сюжеты пока второстепенны: на первом плане – костюмная экзотика и красота видов; смысл происходящего в кадре объясняется в многословных надписях.
Время Первой мировой войны, которому посвящена третья часть выставки, становится золотым веком русского дореволюционного кино. В силу исторических обстоятельств – часть бывших конкурентов оказались неприятелями, а союзники-французы отрезаны военными фронтами – российский кинорынок оказался в распоряжении русских кинофирм. В ходу у русских режиссеров – салонные мелодрамы, роскошные декорации, медлительные жесты, Вера Холодная замирает в тщательно выстроенных мизансценах – в пику суетливому и поверхностному Западу. Такова доктрина «русского стиля», и жить ей остается до 1917 года – гибели империи и смерти режиссера Евгения Бауэра.
Для пришедших ему на смену молодых режиссеров, питомцев Октября и Мейерхольда, эстетика дореволюционного кино была уже слишком традиционной. Новая эпоха отказывается от установки на театральность и литературность: главное в фильме – не сами сцены, а комбинация кадров, монтаж. Цель фильма – не рассказ и даже не показ, а эффект, удар по восприятию кинозрителя. Так свою теорию монтажа формулирует Сергей Эйзенштейн. В 1927 году удар пришелся по Зимнему дворцу: брать его пришлось сразу нескольким режиссерам для юбилейных картин. В «Октябре» Эйзенштейна матрос с корабля «Амур» громит дворцовую спальню царицы. Великая эпоха русского немого кино, начавшись с коронации последнего императора Люмьером, кончается взрывом пуха и перьев в его опочивальне. Еще чуть-чуть и новый технический прорыв – звуковая дорожка – подорвет искусство немого кино.
Появление выставки «Прибытие кино в Россию» в Музее Фаберже неслучайно. Ведь конец XIX – начало XX века – это не только эпоха активного развития кинематографа, но и время расцвета отечественного декоративно-прикладного искусства, символом которого стал гениальный русский ювелир Карл Фаберже. Многие экспонаты Музея Фаберже являются ценными историческими артефактами, связанными с жизнью и деятельностью лиц, ставших ключевыми фигурами в отечественной истории конца XIX – начала XX веков.
Творчество фирмы Фаберже в принципе невозможно рассматривать вне исторического и культурного контекста той эпохи. Исследования шедевров Фаберже неизменно оказываются связанными с ее важнейшими событиями. Так, коронация Николая II дала сюжет не только первому отечественному документальному фильму, но и самому известному пасхальному яйцу Фаберже – Коронационному. Сегодня это яйцо экспонируется в Музее Фаберже. А декорации фильма «Октябрь» на выставке будет воспроизводить миниатюрная копия лиловой гостиной Александры Федоровны в Александровском дворце Царского села, где хранились подаренные ей яйца работы Фаберже. Этот уникальный объект, приобретенный в собрание Музея в числе первых экспонатов, будет выставлен впервые.
Также в экспозиции, помимо воссозданных декораций и интерьеров ключевых фильмов, будут показаны и сами киноленты. Музыкальное сопровождение, от стрекота проектора до оркестровой музыки Эдмунда Майзеля и голоса Александра Сокурова, дополнит атмосферу немых киносеансов. Паракинематографические артефакты: афиши, плакаты, монтажные листы украсят картину прибытия кино в Россию.
В период работы выставки в лектории Музея Фаберже пройдут лекции известных киноведов, посвященные истории кино, а также серия мастер-классов для детей по изготовлению оптических игрушек.
Организаторы выставки: журнал «Сеанс», фонд Александра Сокурова «Пример интонации», Музей Фаберже при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Министерства культуры Российской Федерации и киностудии «Ленфильм».
Выставка «Прибытие кино в Россию» рекомендована для посетителей от 12 лет. Стоимость отдельного билета на выставку – 200 рублей, действуют льготы. Посещение выставки включено в стоимость при покупке билета в Музей Фаберже.
Начало работы выставки для посетителей: 16 декабря с 19-00 и далее в соответствии с графиком работы Музея Фаберже. Музей Фаберже открыт для посещения с 10-00 до 20-45 ежедневно, кроме пятницы по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.
Авторы концепции:
Юрий Цивьян – историк и теоретик кинематографа, специалист по раннему кино, профессор Чикагского университета, автор многочисленных книг, в том числе «Кинематограф в Петербурге. 1896—1917» и «Историческая рецепция кино: кино в России, 1895—1930».
Дарья Хитрова – профессор Гарвардского университета, историк литературы и кино. Дина Караман – медиахудожник и архитектор.
Куратор – Саша Ахмадщина, Алексей Помигалов
Архитектор – Дина Караман
Графический дизайнер – Елена Погодина
Звук – Сергей Шпилевой
Технический директор – Виктор Кудряшов