НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Прибытие кино в Россию» в Музее Фаберже

c 16 декабря 2015 по 14 января 2016Санкт-Петербург
Выставка «Прибытие кино в Россию»
16 декабря 2015 года в 19-00 в Музее Фаберже по адресу: С.-Петербург, наб. реки Фонтанки, 21 начнет работу выставка «Прибытие кино в Россию», посвященная зарождению кинематографа в России, с которой начнется программа событий, посвященная году кино в России. От немого кино и первых киносъемок до расцвета советской монтажной школы 1920-х годов – экспозиция помещает посетителей выставки в исторический контекст эпохи и позволяет не просто увидеть фильмы столетней давности, но понять и почувствовать как воспринимали кинематограф его первые зрители.

Экспозиция строится вокруг четырех ключевых событий. Случилось так, что прибытие в Россию кинематографа братьев Люмьер совпало по времени с коронацией последнего русского царя, которую Люмьерам повезло заснять. Поэтому 1896 год становится узловой датой первой части выставки. При этом кино проникает в Россию как бы с двух сторон: официально-торжественной (съемки коронации) и развлекательно-коммерческой (показы люмьеровских фильмов в кафешантане Шарля Омона на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде). Репортажи о последнем написал для нескольких газет Максим Горький. Вместе с писателем зрители смогут погрузиться в атмосферу киносеансов Люмьеров и почувствовать себя участниками первых киносъемок.

Вторая часть экспозиции переносит посетителей в следующее десятилетие, где репертуар русского кино несколько расширяется. Наряду с официальной хроникой, в прокате появляется множество видовых картин (серия «Живописная Россия»), а также первые игровые фильмы, снятые преимущественно французскими операторами и режиссерами на русские исторические или фольклорные сюжеты («Понизовая вольница», «Смерть Иоанна Грозного»). Сами сюжеты пока второстепенны: на первом плане – костюмная экзотика и красота видов; смысл происходящего в кадре объясняется в многословных надписях.

Время Первой мировой войны, которому посвящена третья часть выставки, становится золотым веком русского дореволюционного кино. В силу исторических обстоятельств – часть бывших конкурентов оказались неприятелями, а союзники-французы отрезаны военными фронтами – российский кинорынок оказался в распоряжении русских кинофирм. В ходу у русских режиссеров – салонные мелодрамы, роскошные декорации, медлительные жесты, Вера Холодная замирает в тщательно выстроенных мизансценах – в пику суетливому и поверхностному Западу. Такова доктрина «русского стиля», и жить ей остается до 1917 года – гибели империи и смерти режиссера Евгения Бауэра.

Для пришедших ему на смену молодых режиссеров, питомцев Октября и Мейерхольда, эстетика дореволюционного кино была уже слишком традиционной. Новая эпоха отказывается от установки на театральность и литературность: главное в фильме – не сами сцены, а комбинация кадров, монтаж. Цель фильма – не рассказ и даже не показ, а эффект, удар по восприятию кинозрителя. Так свою теорию монтажа формулирует Сергей Эйзенштейн. В 1927 году удар пришелся по Зимнему дворцу: брать его пришлось сразу нескольким режиссерам для юбилейных картин. В «Октябре» Эйзенштейна матрос с корабля «Амур» громит дворцовую спальню царицы. Великая эпоха русского немого кино, начавшись с коронации последнего императора Люмьером, кончается взрывом пуха и перьев в его опочивальне. Еще чуть-чуть и новый технический прорыв – звуковая дорожка – подорвет искусство немого кино.

Появление выставки «Прибытие кино в Россию» в Музее Фаберже неслучайно. Ведь конец XIX – начало XX века – это не только эпоха активного развития кинематографа, но и время расцвета отечественного декоративно-прикладного искусства, символом которого стал гениальный русский ювелир Карл Фаберже. Многие экспонаты Музея Фаберже являются ценными историческими артефактами, связанными с жизнью и деятельностью лиц, ставших ключевыми фигурами в отечественной истории конца XIX – начала XX веков.

Творчество фирмы Фаберже в принципе невозможно рассматривать вне исторического и культурного контекста той эпохи. Исследования шедевров Фаберже неизменно оказываются связанными с ее важнейшими событиями. Так, коронация Николая II дала сюжет не только первому отечественному документальному фильму, но и самому известному пасхальному яйцу Фаберже – Коронационному. Сегодня это яйцо экспонируется в Музее Фаберже. А декорации фильма «Октябрь» на выставке будет воспроизводить миниатюрная копия лиловой гостиной Александры Федоровны в Александровском дворце Царского села, где хранились подаренные ей яйца работы Фаберже. Этот уникальный объект, приобретенный в собрание Музея в числе первых экспонатов, будет выставлен впервые.

Также в экспозиции, помимо воссозданных декораций и интерьеров ключевых фильмов, будут показаны и сами киноленты. Музыкальное сопровождение, от стрекота проектора до оркестровой музыки Эдмунда Майзеля и голоса Александра Сокурова, дополнит атмосферу немых киносеансов. Паракинематографические артефакты: афиши, плакаты, монтажные листы украсят картину прибытия кино в Россию.

В период работы выставки в лектории Музея Фаберже пройдут лекции известных киноведов, посвященные истории кино, а также серия мастер-классов для детей по изготовлению оптических игрушек.

Организаторы выставки: журнал «Сеанс», фонд Александра Сокурова «Пример интонации», Музей Фаберже при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Министерства культуры Российской Федерации и киностудии «Ленфильм».

Выставка «Прибытие кино в Россию» рекомендована для посетителей от 12 лет. Стоимость отдельного билета на выставку – 200 рублей, действуют льготы. Посещение выставки включено в стоимость при покупке билета в Музей Фаберже.

Начало работы выставки для посетителей: 16 декабря с 19-00 и далее в соответствии с графиком работы Музея Фаберже. Музей Фаберже открыт для посещения с 10-00 до 20-45 ежедневно, кроме пятницы по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.

Авторы концепции:

Юрий Цивьян – историк и теоретик кинематографа, специалист по раннему кино, профессор Чикагского университета, автор многочисленных книг, в том числе «Кинематограф в Петербурге. 1896—1917» и «Историческая рецепция кино: кино в России, 1895—1930».

Дарья Хитрова – профессор Гарвардского университета, историк литературы и кино. Дина Караман – медиахудожник и архитектор.

Куратор – Саша Ахмадщина, Алексей Помигалов

Архитектор – Дина Караман

Графический дизайнер – Елена Погодина

Звук – Сергей Шпилевой

Технический директор – Виктор Кудряшов

www.museum.ru/N60376
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Град Петра в судьбе Ф.И. Тютчева"

Франц Рубо. Картины для всеобщего обозрения

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru