Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Галерея "Сарай"
27 октября - 7 ноября
Формат - (лат. forma) - вид, наружность, способ внутренней организации, способ построения структуры, данных и прочего (Викисловарь).
Жанр пейзажа, городского в особенности, предполагает вопрос: где? Цикл пейзажных фотографий Дмитрия Тыквина "Широкий формат" на этот вопрос категорически НЕ отвечает. Серия снимков, сделанных панорамным "Горизонтом 202", разворачивается к зрителю острым углом здания, не менее острым корабельным носом, вывернутым на передний план, водным пространством без явных географических признаков, космополитичной деревенской улицей.
Это свойство Тыквина как фотографа - абсолютизировать пейзаж, лишать его физической сущности и одаривать признаками "вообще места". Утрачивая индивидуальные географические черты, объекты его внимания обретают архаическую первородную красоту и значимость.
"Вообще место" существует в "вообще времени". Присутствие людей в таком пейзаже не даёт временны х подсказок. Человеческие существа вросли в него, стали его органичной частью, а то, что они сфотографированы в момент движения - не более чем иллюзия, так, зрительная аберрация.
Если предположить, что фотограф Дмитрий Тыквин продолжает традицию метафизического пейзажа, то жанр, в котором он работает, можно назвать "метафизикой повседневности", где изображение утрачивает свою реалистическую природу, попадая в ауру обездвиженности и призрачности.
Это его путь художественного отшельничества, сталкерства, самоограничения и риска, осознанный или скорее интуитивный уход от того, чтобы "сделать нам красиво".
В данном случае выбранная техника печати (так называемая лит-печать) идеально соответствует художественной стратегии: "инфекционное" проявление даёт возможность управлять плотностью теней и света, получать необычный колорит, достигать характерной зернистости и фактурности. А особенности технологии делают каждый отпечаток практически не воспроизводимым, то есть уникальным.
Дмитрий Тыквин родился в 1965 году в Ленинграде. В 1988-м закончил ЛМИ ("Военмех"). В 1993-1995 учился в Санкт-Петербургском восточном институте на отделении японистики. Фотографирует с 1975 года. Делать снимки учился в фотокружках по месту жительства и учебы. С 15 лет увлекся музыкой. Учился игре на гитаре сначала с индивидуальным педагогом, затем в различных джазовых школах. С 1986-го стал экспериментировать с изготовлением музыкальных инструментов (сякухати, кото). С 1996 года пишет музыку и исполняет её на собственных инструментах. Участвовал в качестве музыканта и исполнителя в спектаклях: "Дом спящих красавиц" (Театр на Литейном), "Китай на нашей стороне" ("Приют комедианта"), "Топор" и "Приговоренный" (фестиваль "Монокль"), "Зангези" (музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), "Глубокое синее море" ("Приют комедианта"). В 2000 году участвовал в фестивале "СКИФ" в составе группы "Килиманджаро".
Выставки:
1998 - Центр "NovaCinema" в рамках фестиваля "Кино СНГ". Брюссель
2003 - "Картины для неба", Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Санкт-Петербург
2004 - "Поэма без героя. Фотоверсия". Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2006 - "Избранные места". Архангельский художественный музей
2006 - "Федор Михайлович, царствие ему небесное…" . БИКЦИМ ЦПБ им. Маяковского. Санкт-Петербург
2006 - "Романтический формализм - в поисках стиля". Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2015 - "Обводный канал. Полоса отчуждения". Музей Анны Ахматовой в ФонтанномДоме. Санкт-Петербург
2015 - "НЕ БО". БИКЦИМ ЦПБ им. Маяковского, Санкт-Петербург
Открытие 27 октября в 18:00