Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Фонд Profile и Галерея современного искусства ATLASSZUKI представляют обменный российско-польский проект
«ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДА: ЯРОСЛАВ КОЗЛОВСКИЙ, ИГОРЬ МАКАРЕВИЧ»
В сентябре 2015 г. ГЦСИ (Москва, Россия) совместно с Фондом Profile (Варшава, Польша) и Галереей современного искусства ATLASSZUKI (Лодзь, Польша) начинает первый этап обменного российско-польского проекта «Трансформация взгляда». В рамках проекта российский куратор выбирает польского художника для показа в Москве, а польский куратор – российского автора в Польше. В этом году в Польше пройдут две выставки Игоря Макаревича – «Музей Борисова» в Лодзи и «Паган» (в соавторстве с Еленой Елагиной) в Варшаве.
Открытия выставок состоятся 18 сентября и 25 сентября 2015 года соответственно. Это первая выставка художников в Польше. Вторым этапом проекта станет выставка Ярослава Козловского в 2016 году в Москве. Проект сопровождается широкой образовательной программой, включающей мастер-классы, круглые столы, видеопоказы и др.
Игорь Макаревич и Ярослав Козловский – классики концептуального искусства. Важно отметить, что «концептуализм» в российском и западном понимании имеет различия: в условиях вынужденного «подпольного» существования концептуализм в России, шел по пути создания личного интеллектуального пространства, обыгрывая абсурдность ситуаций, форм и слов. При некоторой «кухонно-коммунальной камерности», объясняемой условиями андеграундного существования, российский концептуализм содержал в себе большой заряд идеологического и художественного протеста.
Тем интереснее диалог двух выдающихся художников, столь ярко отразивших свою эпоху. Оба автора увлечены трансформацией заданных ситуаций, первоначальных историй и значений. Оба, делая выбор в пользу концептуализма, не отказываются от традиционных техник и жанров, последовательно интегрируя их в концептуальный контекст.
Выставка «Музей Борисова» в Лодзи (Галерея современного искусства ATLASSZUKI) представляет публике мифологизированное пространство, в котором обитает Николай Иванович Борисов – Пиноккио/Буратино и гоголевский «маленький человек» в одном лице. В основе проекта - полная драматических коллизий история персонажа стремящегося превратиться в дерево, возникающая из его дневников, личных вещей и фотографий. Эту тему продолжает «История шкафа» - новый этап развития проекта, повествующий о том, как бухгалтер Борисов находит на помойке старый шкаф, который постепенно теряет привычное значение и трансформируется в «универсальную машину», одновременно способную убивать и доставлять наслаждение. Представленные на выставке графические листы с манускриптами «Истории шкафа» и главный герой экспозиции – шкаф-машина разворачивают повествование о Николае Ивановиче Борисове. Этот концептуальный образ, по словам самого автора, содержит отсылки к французской революции, философии Нового времени, маркизу де Саду и раннему тексту Жоржа Батая «История глаза». Первоначально «Музей Борисова» и «История шкафа» – страницы из масштабного проекта Игоря Макаревича «Homo Lignum» («Человек деревянный»).
Выставка «Паган» в Варшаве (Фонд Profile) обращается к другому – совместному – этапу творчества художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной, который фокусируется на русском авангарде. Экспозиция составлена из проектов «Жизнь на снегу», «Грибы авангарда» и «Кладезь жизни». По замыслу куратора, заново соединяются работы художников, относящиеся к разным периодам – гигантский мухомор с башней Татлина на шляпке, гриб-опенок, «выросший» на архитектоне Малевича, «Красный квадрат с грибами». Искусство – разомкнутое понятие. Каждый новый объект удивляет нас тем, что с одной стороны он консолидирует искусство, а с другой расширяет его пространство. В работах, представленных на этой выставке, происходит апроприация и перекодировка супрематических и кубофутуристических элементов работ Малевича и Татлина. Здесь мы наблюдаем не просто вторжение на чужую территорию, но тот же приём двойственности, слоистости, где привнесение добавочных элементов запускает механизм постистории - истории трансформации взгляда.
В 2016 году в Москве состоится второй этап российско-польского проекта «Трансформация взгляда» – ретроспективная выставка польского художника Ярослава Козловского. Ярослав Козловский последовательно рассматривает искусство как область критического анализа. Художник воплощает рефлексии на политические, социальные и личные темы, используя предметы повседневной реальности, лишенные своих привычных смыслов и положений, и создавая новую систему взаимоотношений вещей.
Открытие выставки «Музей Борисова»: 18 сентября 2015 г.
Выставка открыта до 14 октября 2015 г.
Галерея современного искусства ATLASSZUKI (Лодзь)
Открытие выставки «Паган»: 25 сентября 2015 г.
Выставка открыта до 23 октября 2015 г.
Фонд Profile (Варшава)
Организаторы: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) (Россия, Москва), Фонд Profile (Польша, Варшава), галерея современного искусства ATLASSZUKI (Польша, Лодзь)
Соорганизаторы: Польский культурный центр в Москве, Фонд Profile (Польша, Варшава), галерея современного искусства ATLASSZUKI (Польша, Лодзь)
Кураторы: Наталья Гончарова, Божена Чубак
Координатор Наталия Герасина