4 сентября в Фотографическом музее «Дом Метенкова» состоялось открытие фотовыставки «Мы» (по мотивам романа Евгения Замятина)» в рамках параллельной программы 3 Уральской индустриальной биеннале современного искусства. На выставке использованы материалы Государственного архива административных органов Свердловской области и Свердловского областного музея медицины. Выставка работает до 1 ноября 2015 г.
Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в 1920 г., на исходе Гражданской войны. Советское общество тогда только формировалось, но в тексте Замятина уже было сказано о болевых точках будущей отечественной истории ХХ века. Описанное Замятиным утопическое Единое Государство, основано на рациональной организации коллективной жизни и подавлении индивидуальности. Власть в Едином Государстве принадлежит Благодетелю, он управляет им с помощью Хранителей. Сегодня, спустя 95 лет, в антиутопии Замятина без труда угадываются сталинский Советский Союз. На выставке использованы архивные фотографии 1930-х г., отражающие квазирелигиозный культ государства и Сталина.
Один из разделов выставки посвящен репрессиям 1937-1938 г. На Мемориале жертвам политических репрессий на 12 км. Московского тракта указано 18,5 тыс. имен погибших в Свердловской области в годы «большого террора», но точную цифру безвинно убитых или осужденных на длительные сроки заключения установить сложно. На выставке представлены уникальные экспонаты из коллекции музея, связанные с этим периодом, фотографии и копии архивных дел репрессированных.
Ключевая тема романа Евгения Замятина «Мы» – противопоставление индустриального общества и свободной организации людей, живущих в гармонии с природой. В романе эти два мира разделены Зеленой Стеной. Математическому типу сознания противостоит мифологическое, когда «деревья, цветы, звери, птицы, солнце» кажутся живыми, исполненными тайны. Так воспринимать мир может только Поэт - человек не обделенный фантазией и творческой свободой. По мысли Замятина, именно это качество делает человека человеком.
Работы екатеринбургского фотографа Федора Телкова из проекта «Сказы» воссоздают мифологическую картину мира. Отправной точкой для автора послужил фольклор манси – полуоседлых таежных охотников и рыболовов, коренных жителей Урала. Но художник не иллюстрирует работы этнографов. Его образы самодостаточны и только лишь в общих чертах они совпадают с мансийской мифологией. Фотограф использовал специальную технику съемки, чтобы изображения выглядели как мираж или как сон, чтобы фотография не регистрировала поверхность предмета, а преображала его, обращаясь к фантазии зрителя. Миф и реальность в фотографиях сосуществуют неразрывно.