27 августа в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается обновленная постоянная экспозиция "Нижнетагильский расписной поднос XX - XXI веков".
Формирование коллекции тагильских подносов Екатеринбургского музея изобразительных искусств началось в 1985 году после выставки "Декоративно-прикладное искусство Урала", на которой были представлены работы ведущих уральских мастеров живописи по металлу. Лучшие экспонаты выставки - подносы, расписанные участниками творческой группы нижнетагильского завода "Эмальпосуда", - были приобретены музеем. В течение двух десятилетий коллекция регулярно пополнялась новыми авторскими работами. До 2011 года жители и гости города могли увидеть тагильские подносы в постоянных экспозициях музея, однако затем коллекция перестала быть доступной для всеобщего обозрения. Спустя четыре года, к грядущему 270-летнему юбилею лакового промысла собрание тагильского подноса вновь будет представлено в постоянной экспозиции в обновленном виде.
Особое место в экспозиции займут подносы, украшенные традиционной многослойной сюжетной росписью, которой славились тагильские мастера в конце XVIII - начале XIX веков. Эта традиция появилась благодаря желанию купцов Демидовых соответствовать европейской моде на "восточные лаки" и их решению создать "картинную галерею" на металле. При Н.Н.Демидове (1773 - 1828) в 1806 году в Нижнем Тагиле была открыта заводская художественная школа. На средства Демидовых приобретались собрания гравюр для копирования. Учащиеся школы осваивали станковую живопись, копируя исторические и мифологические сюжеты из живописи и гравюры и обрамляя их золоченым трафаретным орнаментом. Ягодными и цветочными композициями в XIX веке подносы украшали "писарихи" - мастерицы, сменившие учеников заводской художественной школы после ее закрытия.
Характерны для тагильской росписи XIX века подносы с секторной организацией пространства. Они неразрывно связаны с трафаретом - другим популярным в то время способом украшения подносов, с помощью которого создавались и золотые орнаменты для обрамления "зеркала", и центральные композиции.
К началу ХХ века самыми популярными становятся деколь (переводная картинка) и быстрая маховая роспись. В 1920-е годы, мастерские объединились в артели, самые крупные из которых - "Красная заря" и "Пролетарий" - объединились в предприятие "Металлист". На его базе в 1957 году был основан завод "Эмальпосуда". Тагильская роспись попала под влияние стиля лаковой росписи жостовских и федоскинских мастеров, и ее традиции были утрачены на несколько десятилетий. Лишь в 1970-е годы на заводе была собрана творческая группа, где вместе работали тагильские мастера и сотрудники Московского научного института художественной промышленности (НИИХП). В течение десяти лет они возродили все виды тагильской традиционной росписи. В новой экспозиции гости музея смогут увидеть подносы, расписанные Агриппиной Васильевной Афанасьевой, мастерицей, возродившей после нескольких десятилетий забвения фантастическую "тагильскую" розу и цветочные букеты.
В 1977 году А.В. Афанасьева была награждена за свои работы бронзовой медалью выставки ВДНХ СССР. Этот год считается официальной датой возрождения промысла.
В обновленную экспозицию тагильской лаковой росписи по металлу из собрания ЕМИИ будут включены наиболее интересные произведения старинного уральского промысла, которые дадут возможность проследить его развитие в конце ХХ века.
С 27 августа 2015 года экспозиция будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.