Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга представляет выставку "Фотоархеология"
4.09 - 25.10.2015
Открытие выставки 3 сентября 2015 года в 18.00
Выставочный зал Дворового корпуса, 2 этаж
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО представляет выставочный проект "Фотоархеология", посвященный малоизвестному сегодня направлению петербургской фотографии последнего десятилетия ХХ века.
Проект объединяет выставку Дмитрия Виленского с одноимённым названием "Фотоархеология" и совместную выставку Людмилы Федоренко и Игоря Васильева.
Уже с начала 1970-х годов в европейском искусстве стало увеличиваться количество художников, работающих с темой памяти, но её актуализация пришлась на период самоопределения стран Восточного блока и распада СССР. В это время были определены два основных подхода к исследованию темы памяти: с одной стороны, художники предпринимали попытки вспомнить и осознать историческое прошлое в контексте коллективной памяти, с другой - проживали ощущение личной утраты недавнего прошлого. Для ряда молодых ленинградских фотографов эти подходы оказались актуальными.
В 1980-1990-х годах в Ленинграде начали происходить необратимые изменения, сопутствующие его превращению в Санкт-Петербург. Неожиданно для художников то, что казалось вечным, становилось навсегда ушедшим. В результате этих изменений возникла потребность в переоценке ценностей, в том числе и в фотоискусстве. Стали появляться авторы, стремящиеся расширить границы культурных значений фотографии и её языка, предпринимались попытки поисков новой визуальности. Одним из таких авторов, сумевших сделать временной слепок с жизни уходящей эпохи, был Дмитрий Виленский. Подразумевая работу с различными типами фотографических архивов, фотоархеология, прежде всего, апеллирует к памяти, стремящейся воссоздать из осколков реальности образ навсегда уходящего времени. Ощущение времени на фотографиях усиливается приёмами дополнительной обработки изображений. "Для меня они заключаются главным образом в исчезновении цвета или же в его трансформациях, в изменении резкости и структуры изображения, в различных повреждениях эмульсионного слоя, в следах, оставленных различными химическими растворами", замечает Дмитрий Виленский.
Начало направлению "фотоархеология" было положено Дмитрием Виленским в середине 1980-х годов. В период с 1988 по 1994 год Виленский провел ряд персональных выставок, последовательно разрабатывая оригинальную концепцию "фотографии как археологии посланий самому себе". Выставка "Фотоархеология", прошедшая в Нью-Йорке в 1992 году, впоследствии определила название всего направления.
Разнообразие приёмов дополнительной обработки изображений, в целом характерное для многих авторов "новой волны" петербургской школы фотографии, в работах Дмитрия Виленского приобретает особое значение. Работая с авторским архивом, он постоянно обращается к ранее использованным сюжетам, непрерывно создавая и вскрывая новые культурные и смысловые слои. Применение же в каждой следующей серии нового технического приёма снова и снова возвращают зрителя к этим сюжетам, провоцируя его на бесконечные реминисценции.
Творческий подход Людмилы Федоренко отличает проектное видение и объёмные по количеству работ серии, в которых она исследует медиум любительской фотографии в историческом контексте персональной памяти. Людмила Федоренко родилась в 1961 году в Краснодаре. С 1986 года и до закрытия, входит в члены ленинградского фотоклуба "Зеркало". С 1992 входит в объединение "Фотоpostscriptum". В 1995-1997 годах принимает участие в проектах "Петербургская фотоархеология". В период с 1991 по 1998 год участвует в нескольких знаковых для российской фотографии международных выставочных проектах в США, России, Англии, Германии.
Игорь Васильев работал с авторским фотографическим архивом и рассматривал его как основу для создания уникальных произведений, выполненных с использованием таких фотографических и живописных техник как тонирование, раскраска, разрисовка, коллаж. Игорь Васильев родился в 1966 году в городе Нестеров Калининградской области. В 1990-1991 годах входил в состав творческую группу "Институт новой фотографии". С 1992 по 1996 год является участником объединения "Фотоpostscriptum", основанное фотографом Дмитрием Виленским. В 1995-1997 годах принимает участие в выставочных проектах "Петербургская фотоархеология".