ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА/ МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"
ФОНД ФОТОВЫСТАВОК, МИННЕАПОЛИС / НЬЮ-ЙОРК / ПАРИЖ / ЛОЗАННА
представляют выставку
"Эдвард Штайхен в высокой моде: годы сотрудничества с Conde Nast. 1923-1937"
Кураторы: Уильям А. Эвинг, Тодд Брэндоу и Натали Хершдорфер
Выставка будет проходить с 9 сентября по 1 ноября в Мультимедиа Арт Музее, Москва
Эдвард Штайхен (1879-1973) - одна из самых заметных, влиятельных и противоречивых фигур в истории фотографии. Неутомимый новатор, он проявил свой талант в самых разных жанрах: он снимал портреты и пейзажи, городские виды и ню, цветы и рекламу, танец и театр, моду и войну. Вклад Штайхена составляет целую главу в истории фотографии. В 1900-х годах он был признан по обе стороны Атлантики как ведущий представитель художественной фотографии. В период между двумя мировыми войнами он совершил революцию в фэшн-фотографии и одновременно приобрел славу "самого известного фотопортретиста в мире". В послевоенные годы он стал куратором нью-йоркского Музея современного искусства и в этом качестве тоже сыграл важную роль, в особенности благодаря легендарной выставке "Семья людей".
В 1923 году Штайхену было предложено занять одну из наиболее престижных и доходных должностей в мире коммерческой фотографии - должность главного фотографа "Vogue" и "Vanity Fair", двух известнейших журналов о моде и светской жизни, выпускаемых в Нью-Йорке издательским домом "Conde Nast". Штайхен был прекрасно подготовлен к такой работе. Он уже в совершенстве владел искусством портретной съемки, а его опыт в других художественных техниках позволил ему привнести в решение новых задач навыки живописца и гравера.
Для "Vogue" Штайхен фотографировал работы выдающихся кутюрье: Шанель, Ланвен, Лелонг, Пату, Скьяпарелли и многие другие дизайнеры видели свои произведения на страницах "Vogue" в творческом истолковании Штайхена.
Для "Vanity Fair" Штайхен делал портреты знаменитых литераторов, журналистов, танцоров, спортсменов, политиков и актеров. Полный список его моделей насчитывает более тысячи имен. Среди них - кинорежиссеры Сесил Б. Де Милль и Джозеф фон Штернберг, актеры Гэри Купер и У. К. Филдс, актрисы Глория Свенсон и Марлен Дитрих, писатели У. Б. Йейтс и Колетт, танцоры Марта Грэм и Фред Астер, музыканты Владимир Горовиц и Джордж Гершвин.
Стилистический рывок, совершенный Штайхеном в области модной фотографии, сравним по своей значимости с переходом от немого к звуковому кинематографу. Он отказался от стилистики своих ранних работ, выполненных в духе импрессионизма, ар-нуво и символизма, в пользу оригинального, вдохновленного ар-деко и подлинно современного стиля, в полной мере освоившего новаторские формы искусства той эпохи. Штайхен никогда не полагался на готовые формулы и постоянно искал новые пути, чтобы показать свои модели во всем их блеске. Как выразился один известный критик, быть сфотографированным этим мастером значит быть "штайхенизированным". Влияние Штайхена ощутимо по сей день: Хорст, Ричард Аведон и Брюс Вебер - вот лишь немногие и самые известные из его последователей.
Выставка "Эдвард Штайхен в высокой моде" объединяет новаторские модернистские работы Штайхена в области фэшн-фотографии и его блистательные работы в портретном жанре. Оригинальные отпечатки из архива "Conde Nast" демонстрируются широкой публике впервые с 1930-х годов. Фотографии дополнены подборкой редких экземпляров "Vogue" и "Vanity Fair" с напечатанными на их страницах работами Штайхена.