8 июля в 19:00 в Словацком институте открывается выставка одного из классиков словацкой пейзажной живописи - Фердинанда Катоны. Выставка продлится до 14 августа.
Жизнь и творчество Фердинанда Катона (1864 - 1932), художника рубежа ХIХ-ХХ веков, складывались под влиянием нескольких факторов. В первую очередь, это родной край - бедный район родной Спишской Старой Веси, а в последствии - городок Кежмарок на севере Словакии. Кежмарок Катона на протяжении всей своей жизни считал своим родным городом, в Кежмарок любил возвращаться, именно в этом городе он надеялся иметь свой музей-галерею. Домом ему была суровая и прекрасная природа Высоких Татр и прилегающего Спишского региона, богатого культурными памятниками периода готики, Ренессанса и барокко.
15-летний Катона своим талантом привлёк внимание знаменитого художника Ладислава Меднянского, получив при его содействии художественное образования. Меднянский брал его с собой в поездки за границу и обучал своему "меднянскому" методу видения и изображения мира.
Молодой Катона, тогда еще Кляйнбергер, начал изучать рисование по программе Венгерской королевской школы рисования и в Институте профессоров живописи в Будапеште. Его учителями были Юлис Грегусс, Берталан Шекели и Карол Лотц. Среди его соучеников был и Йозеф Ганула, уроженец города Липтовске Слияче. По окончании школы в 1890 году Катона провёл выставку в залах музея M?csarnok (Будапешт), и его работы вызвали благоприятный отзыв искусствоведов Будапешта. Воодушевлённый успехом, Катона отправился в Париж, где он поначалу работал в порту, а после - получил стипендию и смог продолжать учёбу в Академии Юлиана в Париже у преподавателей - Бенжамена Констана и Жана-Поля Лорана. Из Парижа он отправился в Барбизон, а оттуда - в Лондон и в Голландию.
Живущий в уединении, художник Фердинанд Катона имел дружеские отношения лишь с несколькими людьми, при этом он вовсе не стремился укрыться от мира или избежать художественных конфронтаций. Об этом свидетельствует его участие во многих международных выставках, художественных салонах и показах (Венеция, Париж, Лондон, Амстердам, Мюнхен, Дюссельдорф).
Из зарубежных наград, которые получил Катона, следует отметить Mention Honorable в Париже (1901), премию графа Диониса Андраши (1905), Серебряную медаль в Лондоне (1908), Золотую медаль в Будапеште (1910), Золотую медаль Fichtenwald и Mention Honorable в Варшаве (1911).
Катона вошел в мир изобразительного искусства в конце ХIХ века, в период развития художественных течений и направлений. Миром владели символизм, синтетизм, луминизм, импрессионизм и модерн.
Из Парижа Катона вернулся в Стражки (усадьба на севере Словакии), где он оставался до 1896 года. Затем он жил попеременно в Словакии и в Будапеште. В Венгрию он окончательно переезжает в 1899 году.
От Меднянского Катона получил не только формальные знания об изображении фигур, но и перенял у своего учителя мотивы в духе интимного угрюмого ландшафта. Катона прошёл в пейзажной живописи от периода причудливого романтизма к центральноевропейскому модифицированному импрессионизму.
Поворотный момент в его жизни и творчестве произошёл после выставки в музее M?csarnok (1900), когда он получил стипендию на обучение в Англии, Бельгии и Голландии. После своего возвращения он посвятил себя созданию пейзажей Южной Словакии и регионов Балатон, Сольнок.
Интересным фактом из жизни Катона было его пребывание в России в 1904 - 1905, где он стал непосредственным участником революции, а позже был выслан из страны.
Большая часть его активной творческой деятельности прошла в Будапеште, но он всегда любил возвращаться в свой родной край на севере Словакии.
Художественное наследие Катона также включает в себя изображения, созданные в технике акварели и пастели, но основной составляющей являются изображения, написанные маслом и темперой на холсте, дереве и фанере. Для художника характерны картины небольших размеров, монументальная живопись для него скорее исключение.
В начале творческого пути Катона увлекался голландскими портами, судами и их отражениями на поверхности моря, в конце - это были атмосферные явления, грозы, облака, восходы и закаты на равнинном горизонте низинного края. Тематически ему, однако, ближе всего были подтатранский ландшафт и природа Высоких Татр. Катона на своих картинах изображал виды лесных натюрмортов, горных ручьёв и водопадов, в особенности, величественный горный массив Высоких Татр с разных сторон. Художник по праву занимает видное место в истории искусства Спиша и подтатранского региона.
Фердинанд Катона умер в Будапеште в 1932 году с билетом до Татр в кармане. В своей студии после смерти он оставил, ко всеобщему удивлению, 1800 картин, множество эскизов и чертежей, а также 25 пар новой обуви, смокингов и рубашек из Франции.
Живопись была для него, в первую очередь, жизненной необходимостью и только потом - способом заработать себе на жизнь. Катона не любил расставаться со своими работами. Для продажи он изготавливал копии, а оригиналы хранил в надежде, что однажды будет иметь в Татрах собственный музей-галерею. Это удалось работникам Татранской галереи и увлечённым собирателям искусства региона лишь спустя 150 лет со дня рождения художника. В 2013 году была открыта галерея, которая носит его имя, в месте его рождения - небольшом городке на севере Словакии Спишска Стара Весь. Галерея Ф. Катона в качестве экспозиции Татранской галереи в Попраде выставляет 55 масляных картин и 30 рисунков художника. Экспозиция постоянно пополняется новыми поступлениями, которые получает от множества коллекционеров Центральной Европы. Татранская галерея по случаю открытия постоянной экспозиции в Галерее Фердинанда Катона в Спишской Старой Веси организовала изучение новых материалов о Фердинанде Катона, которые будут включены во второе издание публикации "Фердинанд Катона (1864 - 1932)", а также - в "Дневники Ф. Катона".