НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Нико Пиросмани. Живопись

c 26 июня по 13 сентября 2015Саратовская область
Пиросмани Н.А. Горожанин на осле. 1910-е. Собрание Московского музея современного искусства
Пиросмани Н.А. Компания, заходите! Вывеска для духана. 1910-е гг. Собрание Московского музея современного искусства
Пиросмани Н.А. Грузинка с бубном. 1910-е гг. Собрание Московского музея современного искусства
Пиросмани Н.А. Горожанин с рогом. Собрание Московского музея современного искусства
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева впервые в Саратове представляет персональную выставку одного из центральных мастеров искусства ХХ века Николая Пиросманишвили, прозванного Нико Пиросмани.

В экспозицию вошло 24 живописных произведения художника из коллекции Московского музея современного искусства. Картины созданы преимущественно в 1910-е годы — наиболее плодотворный период творчества живописца. Типологически они делятся на три группы: национальные типажи, анималистическая линия и тема пиршества.

Пиросмани работал в стиле так называемого «наива», создавая вывески, украшающие духаны и делая портреты на заказ. Пиросмани свойственно острое видение формы: почти гротесковые фигуры согреты симпатией влюблённого в этот мир художника. Многие авангардисты черпали вдохновение в искусстве художников-самоучек и выставляли их полотна рядом со своими. Пиросмани — легендарная и трагическая личность. Всю свою жизнь он прожил на родине в Грузии практически безвыездно, тем не менее, получил всемирную известность как мастер наивного искусства. Художник использовал определенный набор красок, который при первом взгляде может показаться аскетичным, однако в этой лаконичности явлен дар монументализма и особая целостность образа.

Николай Пиросманишвили родился предположительно в 1862 году в крестьянской семье, в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Со второй половины 1890-х активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно.

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне. Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке. В своей работе художник отходит от устоявшихся канонов вывесочного искусства, заключающихся в доминировании надписи, в плоскостности и декоративизме изображения. Вывеска, сама по себе не представлявшая интереса для Пиросмани, служит здесь только поводом к созданию еще одной картины.

В 1912 году творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В 1913 году Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок». В том же году в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В 1916 году было решено пригласить Пиросмани во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника, скончавшегося в Тифлисе в 1918 году от голода и болезни.

Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси и Московском музее современного искусства.

www.museum.ru/N58418
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 03.06.2023  x    ?  


Выставка «Век Эрте» в РОСИЗО

Фестиваль исторической реконструкции «Град Петров»

"Российской державы достойная дочь!". К 240-летию легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой

Выставка «Путь бриллианта. Чудо природы и рукотворный шедевр» в Историческом музее

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

«Опрокинутая вселенная» в AZ ART Маросейка

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»

"Воронеж! Разрушенный, но непокоренный" - рисунки из альбома художника-графика В.В. Богаткина

Праздник «Конь казаку всего дороже»

Вечер к 125-летию со дня рождения Федерико Гарсии Лорки в Доме-музее А.И. Герцена

Программа мероприятий Музея Серебряного века – июнь 2023

«Территория влияния» - выставка о Советской военной администрации в Германии

Передвижной просветительский проект Русского музея в Детской городской больнице №1

Выставка «Роберт Фальк. Живопись и графика» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

Борис Назаренко "Глубинка"

«Адреса андеграунда». Неофициальное искусство Свердловска из музейных и частных собраний

Выставка «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали» в Музее Востока

50 книг Бахрушинского музея будут презентованы на фестивале «Красная площадь»

Выставка «Машинки и механизмы счастливого детства» в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ

Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала в Нижнем Новгороде

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Выставка «Северный ветер» в Старой Ладоге

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка «Легкой поступью по мостовой» в усадьбе «Измайлово»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru