Выставка европейского искусства из частной саратовской коллекции, произведения которой были приобретены на международных аукционах, вводит нас в мир современного художественного рынка.
Коллекционера привлекает классика европейского искусства во всей ее широте и разнообразии. На выставке представлены произведения практически всех ведущих европейских школ – итальянской, французской, фламандской, голландской, австрийской, немецкой, от XVI до конца XIX века. Предпочтение отдается южным школам, прежде всего, искусству Италии.
В экспозиции есть не только прекрасные образы итальянских Мадонн, мифологические, религиозные сюжеты, но и занимательные уличные сценки конца XIX века, исполненные в импрессионистической манере. Заметен интерес собирателя к изображению конных баталий, особенно популярных в Европе после Наполеоновских войн. Одна из таких работ, «Кавалерийская схватка» итальянского художника Франческо Гонина (1808-1889) интересна не только как прекрасное живописное произведение. Сюжетом картины послужили события эпохи Рисорджименто (il risorgimento – возрождение, обновление), периода борьбы с иноземными захватчиками и создания единого итальянского государства в середине – второй половине XIX века.
В настоящее время выросла ценность старых копий с картин великих мастеров прошлого, сделанных их современниками. Джованни Баттиста Салви, прозванный Сассоферрато (1609- 1685), специализировался на повторениях картин великих мастеров эпохи Возрождения. Сассоферрато часто относили к современникам Рафаэля, хотя он жил на целое столетие позже. Оригинал «Мадонны с гвоздикой» кисти Рафаэля до недавнего времени считался утраченным. В 2004 году он был обнаружен в частной коллекции и приобретён Лондонской Национальной галереей. Искусное повторение «Мадонны с гвоздиками», приписываемое Сассоферрато, поистине является украшением выставки.
Из североевропейских живописных школ наиболее полно представлена английская. Это особенно ценно, так как работы мастеров Англии – большая редкость для отечественных собраний. «Портрет Луизы де Керуаль, герцогини Портсмутской» – блестящий образец ан-глийского женского портрета. Ее автор – Питер Лели (1618-1680), придворный художник короля Карла II. Гармоничная цветовая гамма портрета сохраняет парадный стиль живопи-си, и, вместе с этим, подчеркивает красоту и трогательность юной королевской фаворит-ки.
XVII век – «золотой век» фламандской живописи. Среди экспонатов выставки – произведения членов знаменитой антверпенской художественной династии – Хендрика ван Балена (ок. 1575-1632) и его сына Яна ван Балена (1611-1654). Обе картины, темой которых являются мифологические и евангельские сюжеты, написаны на медных пластинах значительного размера. Особенно впечатляет размер картины Х. ван Балена «Триумф Вакха и Ариадны (99х81 см). Использование как основы под живопись таких большеформатных медных пластин связано с технологическими трудностями, поэтому встречается довольно редко. Тем удивительнее, что на выставке есть еще одна картина значительного размера, написанная на меди – произведение итальянского художника XVIII века «Святая дева, уходящая в монастырь».
Две парные картины, выполненные «художником всех школ» – немецким живописцем Эрнстом Дитрихом (1712-1774) в стиле искусства рококо, господствующего стиля «галантного» XVIII века, изысканно декоративны. Однако идиллические пейзажи контрастируют с жестокостью изображенных событий. XVIII век – время бесконечных войн и разбойных нападений и, не случайно, такие сюжеты были очень популярны.
Значимую часть коллекции составляют работы XIX века. Разнообразные по стилям, жанрам, сюжетам, в целом они дают представление о сложности, противоречивости и неоднозначности этого времени. Второе рококо и реализм, салонное искусство и импрессионизм – произведения этих направлений нашли свое место на выставке.
Подлинность картин этого собрания подтверждена европейскими экспертами. Перед вы-ставкой удалось уточнить атрибуцию ряда работ. Например, на картине «В кафе», считав-шейся произведением школы знаменитого итальянского импрессиониста Помпео Мариани, обнаружена его подпись “P. Mariani”. Это доказывает, что картина написана сами мастером, а не его учеником. В некоторых случаях было необходимо определить сюжеты картин. Так, на полотне Франческо Солимены изображён Александр Македонский и семья персидского царя Дария, тогда как ранее в ней видели библейский сюжет «Давид и Вирсавия».
Благодаря высокому художественному уровню коллекции эта выставка является настоящим подарком для любителей классического искусства.
Авторы: Савицкая Т.Е., Краснопёрова Л.П., Щетина М.В., сотрудники отдела западноевропейского искусства Радищевского музея