Со 2 июня 2015 года Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на выставку рисунков и эскизов итальянского художника-исследователя, историка науки Курцио Виварелли «Русско-венецианские фантазии».
«Русско-венецианские фантазии» — это цикл из более 120 эскизов и рисунков, созданных при самых случайных обстоятельствах: в поезде, в парке, на бумажных обрывках, тетрадных листках. В них отражен выдуманный пейзаж венецианской лагуны, на котором постепенно стали материализовываться элементы, типичные для фигуративной и зодческой культуры России. Эти русские элементы, инспирированные Рерихом, Малевичем, Родченко и другими, состраиваются вместе с различными иными знаками культуры: знаками латино-италийского наследия (римские храмы и обелиски, которые в венецианском пейзаже теряют триумфальные масштабы Рима и еле-еле поднимаются из уровня домов и деревьев); знаками дилеммы из «Гипногеротомахии Полифилии», таких как черепаха с парусом, терпеливый слон, обремененный обелиском, фонтанчики на простеньких гермах, беззаботный дельфин, скрученный вокруг якоря и поднятый в ужасном видении конструктивисткой Башни на фоне палладиевой базилики Св. Георгия. Фантазия художника призывает в ландшафт венецианской лагуны варяжский корабль, и Русь оставляет на необитаемых островах свой след. Рядом с Венецией возникает новая слобода, в тесном культурно-архитектоническом и урбанистическом контакте с городом Дожей.
Случайное рождение рисунков определило вторую фазу работы: автор ксерокопирует отрывки и тетради и начинает работу очищения и корректирования, а оригиналы в большинстве случаев выбрасывает.
Все эти работы сделаны от руки, свободно, без всякой технической помощи: ум и рука стремятся к максимальной точности и сосредоточенности. Наивность и простота — сознательны. Прозрачность простоты призвана развивать в зрителе ассоциативную игру, воображение, эрудицию. Возникает мир, в котором появление все новых элементов возможно в любой момент, и в этом мире Русь становится венецианской во многих своих формах, от древнего зодчества через русский неоклассицизм до футуризма и авангарда.
Курцио Виварелли родился и живет в Вероне. Он учился в техникуме, высшее образование получил на факультете математики Миланского университета. Впоследствии он специализировался в теоретической и практической аэродинамике при Technische Universität в Берлине. Является историком авто- и авиадинамики; автор серии популярных книг о технике создания бумажных самолетов для любителей, переведенных на немецкий и английский языки. Интерес к архитектурным и технологическим формам привел Курцио Виварелли к изучению истории футуризма, о котором он написал ряд статей и, главное, трилогию «творческих учебников» для реконструкции на бумаге (или дереве) некоторых пластических произведений европейского авангарда. Первый «учебник» посвящен цветкам Джакомо Баллы, второй — «динамической скульптуре» «Vol d’un goéland» Этьенна-Жуля Марей, третий — утраченному макету Башенного крана Александра Родченко. Как художник-исследователь он реконструировал на бумаге утопический «Архитектон» Казимира Малевича 1935 года и скульптуры Бруно Мунари. Виварелли также работал как индустриальный дизайнер, в частности, он автор футуристическо-конструктивистской лампы, высоко оцененной с точки зрения эстетики в специальных каталогах. В рамках его разнообразной творческой деятельности в последние годы Виварелли отдавал предпочтение акварели: его работы «идеально сопоставимы с результатом некоторого мистического абстрактизма, итальянского и русского», многие из них иллюстрируют обложки книг по философии. Но главное направление творчества Виварелли — рисунки художественных инсталляций и архитектур, в основном вымышленных, которые регулярно публикуются в литературном журнале «Zeta».
Для посетителей выставка открыта по 2 июля 2015 года