Уникальные памятники античного искусства после реставрации С момента основания Исторического музея предметы античного искусства являлись одной из жемчужин археологической коллекции. При создании первой экспозиции залы были украшены вмонтированными в стены античными надгробиями и надписями на мраморе, оформленными в характерных для той эпохи архитектурных стилях.
В конце XIX века в коллекцию музея стали поступать вещи из раскопок Императорской Археологической комиссии на античных памятниках Юга Российской Империи. Одним из ярчайших экспонатов в коллекции музея является уникальный деревянный саркофаг с гробом внутри, обнаруженный при раскопках некрополя античного Пантикапея (современный г. Керчь в Крыму) профессором Ю.А.Кулаковским. Саркофаг был найден в каменном склепе II в. н.э. В саркофаге сохранились не только стеклянные и керамические сосуды, но и остатки погребальных тканей, деревянные шкатулки и гребень, а также корзина с орехами. В мире число аналогичных памятников подобной сохранности крайне мало.
Вниманию посетителей музея представлен «Античный уголок» с самыми яркими экспонатами из многотысячного музейного фонда греческих и римских древностей: помимо древнего саркофага экспонируются знаменитый Натухайский фриз – архитектурная часть парадного фасада храма или другого общественного здания первых веков н.э. и надгробие из проконесского мрамора, изображающего сидящую женщину и стоящую за ее спиной вторую фигуру. Скульптура была выполнена в V в. до н.э. в одном из крупнейших центров Средиземноморья, вероятно, в Афинах. В римское время это надгробие было вторично использовано как основание для посвятительной надписи в честь Аполлона.
Выставка портретов и городских пейзажей XIX века, расположенная на стенах вдоль лестниц, ведущих на второй этаж, станет важной частью экспозиции музея.
Портреты Б.Н. Чичерина и В.О. Ключевского, написанные Л.О. Пастернаком, портрет императрицы Екатерины Второй Ф.С. Рокотова, великой княгини Ольги Александровны В.К. Штемберга, портрет Ильи Мечникова Н.Д. Кузнецова пополнят представление посетителей музея об этих людях и о мастерстве знаменитых живописцев.
Городские пейзажи В.С. Розанова с видами Кремля, Никольской башни, Каменного моста и Храма Христа Спасителя покажут, как выглядел центр Москвы полтора века назад.
«Панорамный вид Москвы с Воробьевых гор» немецкого живописца и графика, мастера архитектурного пейзажа Вильгельма Барта, выполненный в 1820-1821 годах, показывает Москву живым и прекрасным городом, способным восстать из пепла после разрушительной войны. Барт преобразил старинный вид города с домами и монастырями, поместив его в пышную раму пейзажа, нижняя часть которого вбирает в себя фантастический по масштабу и разнообразию мир растений, которого не коснулись ухищрения искусственной парковой природы. Верхняя часть – светлое небо с легкими облаками, олицетворяет собой горный мир, на фоне которого Москва предстает как восхитительное видение. Картина, попавшая в собрание Исторического музея после Второй мировой войны в составе перемещенных культурных ценностей из Германии, экспонируется впервые после реставрации.