В Историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" открылась выставка произведений неофициального советского искусства 1920-1930- годов и работ мастеров, работавших в 1960-1970-годы также в русле неофициальной тематики.
Коллекция современного искусства начала формироваться в 1977 году и продолжает пополняться по сей день.
На выставке в "Новом Иерусалиме" можно увидеть замечательные по своему живописному исполнению произведения А.Н. Волкова (1886-1957), работы ученицы К.Малевича и В.Фаворского Д.Гуревич, О.А.Соколовой - ученицы И.Машкова, лирические пейзажи А.Софроновой, Л.Соловьева, И.Купряшина, И.Дмитриева. Безусловным открытием для многих любителей искусства станут картины Е.Бугровой, П.Крайц, А.Поманского и др. На выставке представлены произведения и таких известных авторов, как Л.Жегин, Ю.Ларин, Н.Нестерова, Е.Кравченко, А.Слепышев, Э.Белютин, М.Эльконина.
Путь русского искусства первой трети XX века во многом соприкасался с европейским, в то же время нерасторжимы были связи русской живописи и с восточной культурой. Причем они были органичными не только для такого выдающегося мастера как А.Н.Волков, который родился в Средней Азии, но и для живописцев, уезжавших а Восток (а это была все та же Средняя Азия) на сравнительно короткий период. Впечатления от восточной культуры и природы привнесли в их живописный язык элементы декоративизма и обобщенность, избавившие их от натурализма и фальшивой парадности, присущей официальному искусству тех лет.
Интерес к Востоку не покидал художников и поколения 1960-х годов. Для тонкого романтика И.Купряшина, важным было "открытие" не только Русского Севера, но и Средней Азии. "Шах-и-Зинда" Купряшина - это игра цвета и ритма, это попытка достижения свобода живописного языка.
Цвет и ритм определяет художественный язык произведений многих живописцев. Для братьев Валерия и Александра Волковых, а также для Евгения Кравченко, цвет является главным формообразующим элементом полотен. Их искусство строится на пересечении восточной и западной культуры. Восток, Средняя Азия для них для всех был родиной, именно с него начиналось у них познание красок мира, в то же время европейская культура, традиции нефигуративного искусства Запада во многом определяют живописный язык их полотен. Глядя на картины Валерия Волкова, трудно определить, чего в них больше - опыта абстрактного искусства или восточного декоративизма.
Выставка - лишь небольшой срез истории искусства XX века, но она показывает сложные и многообразные пути развития русского искусства XX века, непростые связи его с миром, с прошлым и настоящим. Она дает возможность задать традиционный вопрос о месте русской культуры и в какой-то степени ответить на него. Увидеть это место в точке пересечения казалось бы, не совместимых культур: между Западом и Востоком.
Выставка проходит в помещении Выставочного корпуса Ново-Иерусалимского музея и продлится до 31 октября 2001 года.