Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Малый выставочный зал
13 мая -14 июня
ЛЮДМИЛА ВОЛКОВА
Декорации классиков. На два градуса от Пулковского меридиана
Фотография
(По мотивам эссе Иосифа Бродского "Путешествие в Стамбул")
Выставка фотографий Людмилы Волковой "На два градуса от Пулковского меридиана" посвящена эссе Иосифа Бродского "Путешествие в Стамбул" и продолжает авторскую серию "Декорации классиков" (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Камю, Гёте). В основе серии - игра со смысловыми слоями фотографии и литературного текста, в результате которой появляется новое прочтение произведения, где слово сливается с визуальным образом.
Прием, где каждый фотосюжет сопровождается цитатой из литературного произведения, уже не раз был использован фотографом и стал особым жанром. Особенность его в том, что фоторяд строится параллельно тексту, каждый снимок соответствует месту, о котором говорится в романе, повести или, как в данном случае, в эссе. Из 20 сюжетов с цитатами из эссе "Путешествие в Стамбул" большинство - черно-белые снимки. Несколько цветных кадров лишь подчеркивают изысканные нюансы черно-белой классики.
Современное "клиповое" восприятие не привыкло осваивать большие массивы текста, особенно так плотно насыщенного смыслами, как у Бродского. Фотографии Волковой дают возможность зрителям не только "побывать" в тех местах, что описаны в эссе - тут фотограф документально правдива, оттачивая все детали и образы - но и остановиться, зацепиться взглядом буквально за каждое слово в предложении, которое вдруг разворачивается перед нами во всех подробностях насыщенного кадра. Зритель совершает круг: через текст - к визуальному образу и опять к слову. И, благодаря этим переходам, происходит переосмысление текста.
"Я не оставляю по себе даже фотографий на "фоне"", - пишет Бродский, но как свойственно поэту, лукавит, ибо оставляет намного больше - свой взгляд на "места, где история неизбежна, как дорожное происшествие". Вот за направлением этого взгляда и следует фотограф Людмила Волкова.
Попадая в современный Стамбул, все мы видим одно и то же - восточный базар, на котором за одним и тем же прилавком продают ширпотреб и антиквариат: одно так легко принять за другое, и наоборот. Ковры, минареты, Айя-София, чистильщики обуви - Бродский обыгрывает все стандартные туристические достопримечательности, как всегда, блистательно скрещивая географию с историей, а поэзию - с прозой. И - на поверку - в них не оказывается ничего стандартного. Своды нависают расписными коврами. Деревья устремляют ветви в небо минаретами. Византия просвечивает сквозь Турцию. А Бродский - Бродский по-прежнему тут, на широте и долготе Пулковского меридиана.
***
В серии "Декорации классиков" вышли фотоальбомы: "Роман одного петербургского квартала" ("Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского (2001), "Вечный город" по повести Н.В. Гоголя "Рим" (2011), "Обыкновенные истории Ивана Гончарова" и "Симбирские мотивы" по произведениям И.А. Гончарова (2012), "Встречи на мосту" (роман "Падение" А. Камю (2014). Готовятся к изданию: "Перечисление пространств" по мотивам эссе И. Бродского о Венеции, Стамбуле и Ленинграде, "В поисках Фауста" по мотивам трагедии И. Гёте "Фауст".
Открытие в 17:00