24 апреля 2015 г. в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан открывается выставка "ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. Собрание Государственного Русского музея".
Зинаида Евгеньевна Серебрякова - одна из первых выдающихся женщин-художниц, вошедших в историю живописи. Будучи наследницей двух известнейших родов Бенуа и Лансере, которые внесли неоценимый вклад в историю русской культуры, она продолжила путь создания новой классики в изобразительном искусстве. Ее жизнь в России была связана с родовым имением Нескучное в Харьковской губернии, Петербургом и Царским Селом, за рубежом – с Францией, Бретанью, путешествиями в Марокко.
Путь в большое искусство был естественным и органичным. В своем творчестве З.Е. Серебрякова ориентировалась на классическую ясность живописного языка эпохи Возрождения и древнерусское искусство, художественные принципы А.Г. Венецианова, в которых ее пленяла чистота и целомудренность образов, их органическая связь с природой и землей. Серебрякова стояла в стороне от новых, бурно развивавшихся в то время направлений в искусстве начала XX века - кубизма, экспрессионизма, футуризма. Ее творчеству всегда была присуща ясность и гармоничность ее художественного языка, чистота цвета.
В жизни художницы была прекрасная пора, связанная с родиной, родовым гнездом, созданием семьи и рождением детей, осмыслением своего творчества в мире искусства, выступлением на первых выставках. Дальнейший творческий путь художницы неразрывно связан с ее полной драматизма жизнью: смерть близких, революция, нищета, эмиграция, разлука с детьми. И духовное «возвращение» на родину, в конце жизни, в 1966 году, когда в СССР – Москве, Ленинграде и Киеве - прошли ее персональные выставки, ставшие триумфальными и заслуженно вернувшими имя прекрасного художника в историю искусства страны.
Выставка Зинаиды Серебряковой из собрания Государственного Русского музея – первое знакомство татарстанского зрителя с творчеством выдающейся художницы. Русский музей Санкт-Петербурга – хранитель одной из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы. Коллекция произведений З.Е. Серебряковой формировалась в Русском музее на протяжении всей жизни мастера. Первые приобретения были сделаны музеем в 1911 году со знаменитой выставки «Мир искусства», открывшей имя Серебряковой. Другими источниками формирования явились собрания детей художницы – Татьяны и Евгения Серебряковых, а также произведения, закупленные с персональной выставки в Ленинграде в 1966 году.
Представленная экспозиция в Казани, состоящая из 66 произведений живописи и графики, дает возможность познакомиться с различными его периодами и основными темами, в которых работала З. Серебрякова. Здесь работы, написанные в родовом имении Нескучное под Харьковом. Полотна этого периода обращены к крестьянской теме - «Уборка хлеба. Жатва», «Крестьяне», этюды к знаменитому полотну «Беление холста». Великолепны ее автопортреты – в Казани представлен ее автопортрет 1911 года.
З. Серебрякова оказалась первым в России художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести. Эту тему художница разрабатывала, когда создавала панно для Казанского вокзала в Москве (для участия в проекте З. Серебрякову пригласил ее дядя, А.Н. Бенуа, но проект остался нереализованным из-за революционных событий 1917 года). На выставке также представлены работы, созданные в Петрограде, в которых З. Серебрякова открыла для себя новую тему – балет («Балетная уборная балет «Лебединое озеро», «Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном» и др.).
И, наконец, работы, созданные в период эмиграции, во Франции. Парижский период творчества З. Серебряковой долгое время оставался малоизвестным, в советское время имя художницы замалчивалось, но этот период был временем надежд на возвращение, на встречу с детьми. Уезжая, она думала, что покидает родину на несколько месяцев. Оказалось – навсегда. Но, даже находясь вдали от родины, в Париже, З. Серебрякова продолжала развивать те же любимые темы: она пишет бретонских рыбаков и торговок («Старый рыбак»), восточных женщин («Марокканка в белом»), марокканских детей («Негритянские дети»). Творчество Зинаиды Серебряковой – это целый мир, мир светлый, напоенный красками и цветом. При этом нельзя говорить об идеализме художницы: она видит и тревоги, и беды этого мира. Но чистая радость живописного мастерства была столь велика в ней, что она преображала весь ее собственный трудный жизненный путь. В первом и втором залах второго этажа развернута выставка, подготовленная ГМИИ РТ: «Зинаида Евгеньевна Серебрякова(1884 – 1967): очерк творчества на фоне событий жизни». Представлены копии фотографий, выдержек из дневников, писем, дающие возможность окунуться в эпоху, почувствовать время, в котором жила художница, увидеть лица ее родных и ее окружения, услышать и прочувствовать ее мысли, ее боль, ее переживания.
Дополнит экспозицию произведений Зинаиды Серебряковой из собрания ГРМ выставка «Мир искусства» из коллекции Государственного музея изобразительных искусств РТ (произведения А. Бенуа, И. Браза, А. Головина, К. Сомова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, Е. Лансере). Экспозиция призвана создать тот художественный контекст, ту среду, истоки, из которых вышло прекрасное и выдающееся художественное явление русской художественной культуры, как искусство Зинаиды Серебряковой.
Выставка продлится до 5 июля 2015 года.