В рамках Х юбилейного сезона ЦТИ ФАБРИКА представляет вторую отчетную выставку проекта «ФАБРИЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ» 2014-2015. Открытие выставки Натальи Зинцовой «ПЛОДЫ» состоится 24 апреля в 19:00 в зале Оливье, ЦТИ ФАБРИКА.
В новом проекте «Плоды» Натальи Зинцовой показан весь путь дерева из мира природы в мир человека, от дерева как биологической субстанции к дереву как промышленному материалу: валка, сушка, распил, изготовление ящиков. Из одного дерева получается порядка двухсот ящиков. Но это всё не об экологии, не о сюрреалистических превращениях и не о говорящей природе. Процесс преобразования природы в культуру — суть не что иное, как труд. Художница исследует, а точнее, раскрывает нам природу труда. Труда художника.
Наталью Зинцову уже не первый год интересуют взаимоотношения природы и культуры. Во многих своих работах художница имитирует биологические трансформации — размножение, мутацию, рост, — происходящие с рукотворными предметами. Так в одном из ранних проектов «Сигналы» в полигональную капсулу из неокрашенной фанеры был вмонтирован монитор, который воспроизводил внутреннюю структуру — течение и пульсацию — слоев дерева. В работе «Репродукция» деревянная старая мышеловка буквально репродуцируется, то есть размножается, превращаясь в изящный по форме, но мрачный по сути, мышиный зиккурат. В инсталляции «Колонный зал» (опять) деревянные ножки столов и стульев вырастают до потолка за счет наращивания на них бруса соответствующей длины.
Зинцова отстраняет предметы промышленного производства путем их многократного повторения вручную. Реди-мейды превращаются в авторские произведения, которые ничем не отличаются от своих тиражных оригиналов. Этот процесс как бы биоморфного репродуцирования затрагивает, на самом деле, саму сущность труда — время. Скульптура складывается не из n-го количества произведенных предметов, а из времени, вложенного в производство этих предметов, в данном случае, ящиков. Неслучайно всю многодельную ремесленную часть работы Наталья принципиально выполняет сама.
В своей романтической любви к ручному труду Наталья напоминает Уильяма Морриса. Только, в отличие от великого английского социалиста-утописта, она не производит дорогие предметы роскоши. Работу Натальи венчает груда ящиков для фруктов, которую по сдельной цене пара-тройка рабочих сколотила бы за несколько дней. Наталья тратит на это месяц упорного труда, не получая за это никакой платы. Труд не принес плоды. Ящики пусты. И вряд ли сами ящики можно считать его (труда) плодами. Выходит, работа художника бесполезна, бесплодна и даже абсурдна. Но это лишь поверхностный вывод.
Сегодня искусство действительно утратило свое былое величие и значимость. Оно не сохранило свою автономию и не преобразовало жизнь, растворившись в ней. Скорее, это жизнь изменила искусство. Как покоренная природа в мире человека имеет место только в виде парка культуры и отдыха, так и искусство томится в тесных рамках досуга, развлечений и ремесел. Кажется, что быть художником сегодня (особенно в современной России) бессмысленно и тоскливо. Наталья Зинцова глубоко переживает этот разрыв. Сад вырублен. Но даже срубленное и переработанное дерево продолжает искушать своими плодами. Искусство возможно сегодня как тоска по искусству, стремление к нему, а, значит, как потенциал. А потенциал — понятие временнОе. Именно эту потенциальность проявляет в своей работе Наталья Зинцова. Художница открывает искусство как принципиально-не-законченный-проект, как процесс, непредсказуемый в своем завершении. Все эти черты — процессуальность, публичность, непредсказуемость — присущи, по Ханне Аренд, политическому действию, высшей форме человеческой деятельности, которая, собственно, и делает человека человеком. Хаим Сокол