21 апреля 2015 года, вторник, 14:00
Церковь Святителя Николая в Толмачах. Храм-музей
Малый Толмачёвский переулок, 9
Третьяковская галерея представляет важнейшее событие в музейной практике России и пример плодотворного сотрудничества музея и Русской православной церкви - завершено создание точной копии иконы Божией Матери "Донская" для Донской митрополии, где этот образ имеет особое почитание. Поистине исторический проект осуществлен Донской митрополией при всесторонней помощи и научном сопровождении специалистов Третьяковской галереи. Написана копия иконы мастерами художественно-реставрационных мастерских московского Данилова монастыря.
Оригинал иконы, выполненный в конце XIV века и традиционно приписываемый кисти Феофана Грека, находится в собрании Третьяковской галереи и постоянно экспонируется в залах древнерусского искусства в Лаврушинском переулке. Помогая в создании списка иконы, сотрудники музея передали современным иконописцам результаты своих технико-технологических исследований по составу пигментов красок, цифровые изображения иконы, материалы научных изысканий.
Реставрационный и научный советы с участием исследователей, хранителей и реставраторов Третьяковской галереи изучили список иконы и отметили высокий художественный уровень созданной копии.
Икона Божией Матери "Донская" (Феофан Грек (?); на обороте - "Успение Богоматери", мастер круга Феофана Грека, 1380-1390-е; дерево, темпера, 86 ? 67) в 1930 году поступила из Исторического музея в собрание Третьяковской галереи. Икона относится к одному из многочисленных вариантов типа изображения Богоматери - "Умиление" (Елеуса). Эпитет "Донская" связан с преданием о чудесной помощи образа воинству Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года.
Практика копирования икон, прославившихся чудотворениями, основана на тезисе Седьмого Вселенского собора о том, что "честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу", которым для списка являлся почитавшийся оригинал. Церковная практика с древнейших времен знает использование в богослужебных целях копий с общечтимых святынь "в меру и подобие", по выражению наших предков. С канонической точки зрения верно исполненная копия почитаемого чудотворного образа, освященная Церковью, приравнивается к святыне.
Например, икона Богоматери "Владимирская" (первая треть XII века, ГТГ), в русской истории прославившаяся чудотворениями, имела множество списков, среди которых образа, написанные преподобным Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым. Икона Богоматери "Иверская", сама являлась списком, созданным по просьбе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в сороковые годы XVII века афонским монахом с древней чудотворной иконы Богоматери "Портаитисса", хранившейся в монастыре Иверон на Афоне. Список со Смоленской иконы Богоматери появился в 1456 году, перед тем, как "отпустить" святыню в родной город, с нее была сделана копия, оставленная в Благовещенском соборе Московского Кремля (до 1525 года, затем перенесена в Новодевичий монастырь).
Как и другие иконы Божией Матери, иконы "Владимирская", "Иверская", "Смоленская", "Донская" восходят по своей иконографии к византийским образам Богоматери, находившимся в Константинополе, Иерусалиме, Эфесе и на Афоне. Позднее списки с византийских оригиналов, нередко утраченных, были принесены на Русь, где получили новые наименования по месту своего прославления и распространились во множестве копий, что свидетельствует об их глубоком почитании.
21 апреля состоятся молебен и освящение точной копии образа Божией Матери "Донская" в церкви Святителя Николая в Толмачах, храме-музее Третьяковской галереи. Молебен и чин освящения возглавит председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Специально для этого события из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм-музей будет перенесен оригинал. Таким образом, чин освящения списка пройдет перед двумя древними святынями - иконами "Владимирская", постоянно находящейся в церкви, и "Донская". Во время мероприятия образу будет преподнесен только что выполненный оклад, который также является точной копией исторического, но уже утраченного оклада, архивные фотографии которого были сохранены и переданы современным мастерам сотрудниками музея. Освященный список будет храниться в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове.
Написание точной копии древней иконы и освящение ее в храме-музее продолжают почти утраченную традицию. Этот опыт может служить достойным примером сотрудничества музейного сообщества и Русской православной церковью и бережного отношения к культурному и духовному наследию России.