Пресс-показ состоится 16 апреля 2015 года в 17.00
Выставка открыта с 17 апреля по 31 июля 2015 года
Крымский Вал, 10, залы 27-28
Представленные художники Игорь Глебович Макаревич (род. 1943) и Елена Владимировна Елагина (род. 1949)
Экспонируемые работы - 15 объектов
Третьяковская галерея представляет спецпроект - работы крупнейших современных художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной, размещенные в залах постоянной экспозиции. Установка объектов лидеров московской концептуальной школы среди произведений живописи середины XX века фокусирует внимание зрителя на двух феноменах - на диалоге искусства разных эпох и на музеефикации искусства.
Часть объектов, которые создали Макаревич и Елагина, свободно располагаются в информационном зале "Искусство второй половины XX века", часть сгруппирована в трех витринах "Атрибуты искусства", "Значение искусства", "Познание искусства", которые демонстрируются в зале "Искусство 1940-1950-х годов". В своих работах художники представляют анализ глубинных, основных понятий искусства: осязаемой вещественности, законов цвета, композиционных правил. С помощью этого анализа инсталляции призваны выявить "субстанцию", первовещество живописи, которое проявляется вне зависимости от содержания и стилистики произведения. Таким образом, зритель получает возможность сравнить проявление общих категорий изобразительного искусства в концептуальной инсталляции и советской живописи.
Чужие в этой части музейной среды, объекты Макаревича и Елагиной переживают музеефикацию как перерождение, трансформацию значения. Они оказываются рядом с узнаваемыми, признанными шедеврами: "Лед прошел" (1945) С.В. Герасимова, "Сенокос" (1945) и "Весна" (1954) А.А. Пластова, "Стакан молока" (1984) Г.М. Коржева, "Матери" (1960-1961) А.П. и С.П. Ткачевых, - которые проходили процесс интеграции в музейное пространство и присвоения статуса экспоната несколькими десятилетиями ранее. Такой опыт столкновения "разновозрастного" искусства без открытой конфронтации в одном пространстве Макаревич и Елагина уже проводили в экспозиции старых мастеров (Тициана, Рембрандта) в знаменитом венском Музее истории искусства (Kunsthistorisсhes Museum) в 2009 году. В таких проектах залы музея используются авторами как изобразительное средство, а не нейтральная выставочная среда.
Примечательно, что данным спецпроектом Макаревич и Елагина возвращаются в пространство Третьяковской галереи на Крымском Валу спустя 10 лет с момента большой персональной выставки и вновь демонстрируют, что, несмотря на обращение с искусством по принципу "музыку я разъял, как труп", каждое их высказывание всегда остается "в пределах прекрасного".
Куратор Е.Я. Смирнова