Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Цоколь Аптекарского приказа
10 апреля–20 мая 2015
Архитектурное наследие немецкого архитектора Ганса Шаруна (1893–1972), одного из крупнейших представителей органической архитектуры, будет впервые представлено в Москве в фотографиях Карстена Крона. В России Шарун известен своим шедевром поздних лет –берлинской Филармонией. Это здание знаменито «золотым» асимметричным фасадом и залом-цирком, в котором ложи для публики террасами окружают сцену со всех сторон.
Ганс Шарун строил в основном на территории Германии, из страны выезжал мало. Но между тем, именно на территории России сохранилось самое раннее творение Шаруна – «Поселок Камсвикус», известный как «Пестрый ряд», в городе Черняховск Калининградской области, прежнем восточнопрусском Инстербурге. Это был своеобразный дипломный проект архитектора: с 1915 года Шарун студентом трудился здесь на «Восточнопрусском возрождении» – тогда отстраивался целый край, разоренный боями Первой мировой войны. Построенный в начале 1920-х, единственный в России «цветнострой», сохранился в исключительной полноте. Сегодня он нуждается в срочной реставрации, которая могла бы сделать «Пестрый ряд» центром регионального и российского развития. Эту идею предлагают общества «Округи Камсвикус», приглашающие культурное сообщество и всех заинтересованных лиц к участию в ее продвижении.
«Однажды одной стране удалось преодолеть несогласованность общественного вкуса, проектирования и исполнения, – уйти от формотворчества, исполнения без ума и сердца. Не так уж и давно “немецкое качество” и “немецкий вкус” были равны качеству дрянному и вкусу не лучшему: повод заняться собой. Они, себя преодолев, двинулись к вершинам качества XX века – к дому как “органу-исполнителю”, к “образ-поиску” из внутренней сути вещей – вместо “проектирования”, то есть проецирования автором своих идей на объект. Так были созданы Филармония, прославленная фон Караяном, Государственная библиотека из “Неба над Берлином”, «аперспективный» почти по Мейерхольду театр в Вольфсбурге, «дармштадтские» школы – учебные городки для новых граждан, панорамные виллы, высотные кондоминиумы и целые городские районы… На этом можно и нам учиться сегодня!»
Ганс Шарун (1893–1972) – автор более 300 проектов, построек и ансамблей, среди которых: Филармония в Берлине (1962–87); Иоанновская часовня в Бохуме (1966); школы в Люнене (1962) и в Марле (1971); театр в Вольфсбурге (1973); музей мореплавания в Бремерхафене (1975); Госбиблиотека в Берлине (1976). Президент Академии художеств в Берлине (1955–72), профессор архитектуры в Бреславле (1925–32) и градостроительства в Берлине (1946–58), почетный доктор наук (1954, 1965). Цветоуполномоченный Бреславля (1925), глава Отдела строительства магистрата (1945–46) и директор Строительного института Академии наук в Берлине (1947–50). Лауреат премий, командор ордена Заслуг ФРГ (1959), почетный гражданин Берлина (1969). Его имя дано улицам и площадям Берлина, Бремерхафена, Дармштадта, Зутермеера, Нью-Йорка и Штутгарта; оркестру берлинской филармонии и марльской школе.
Карстен Крон, доктор архитектуры, профессор архитектуры университета Мехико, автор книг по П. Беренсу и Л. Мису ван дер Роэ. Курировал выставки «П. Беренс – здания для AEG», «Неслучившееся будущее» и другие.
Дмитрий Сухин, инженер-архитектор, член германского do.co.mo.mo., петербургского ICOMOS, Инстербургского землячества (Крефельд). Член совета берлинского Общества Шаруна. Уполномоченный проекта «инстерГОД» (Черняховск). Руководитель обществ «Округа Камсвикус» и «Общества друзей BW Insterburg» (оба Берлин-Черняховск).