Остановись, мгновенье! Ты не столь/ прекрасно, сколько ты неповторимо. И. Бродский, 1969, Зимний вечер в Ялте.
Проект «Точка роста» состоит из девяти картин, или трех триптихов. Каждая картина – это притча по замыслу автора и потому весь проект и каждая его часть должны иметь назидательный характер. Художник размышляет о важности определенных моментов в жизни, которые могут оказаться решающими и судьбоносными: «Непременным условием развития любого человека является рост. Духовный, психологический, творческий, любой. В проекте "Точка роста" рассматривается не остановка, а только фиксация внимания на процессе движения и совершенствования. После определенного момента "насыщения" собственным развитием кто-то останавливается и застывает, как муха в янтаре, кто-то продолжает движение дальше и удивляется новым открывающимся глубинам и пространствам вокруг, а для кого-то это изменение начинается внезапно, и точка его отсчета находится уже во взрослом возрасте.
Дойдя до определенной "точки роста", мы не можем ничего поменять в прошедшем, да это и не имеет смысла. Но всегда есть возможность увеличить свой объем познаний, научиться видеть шире привычных рамок, снять шоры и опираться на собственное мнение, а не на принцип жизни большинства. Но в любом случае начинать придется с себя.
Рассматривая картины Анастасии Кузнецовой-Руф невольно сравниваешь их с ее же работами из проекта 2013 г. «Не пропусти». Очевидно, что она сама задумалась над собственной «точкой роста», над собственным направлением движения в творчестве. Это явственно видно из различия в палитре и решении пластических задач в обоих проектах. Ее прошлые работы – это пространство, полное света и воздуха. Цвет используется очень скупо – в основном это различные оттенки светлого и белизны, коричневый и черный лишь очерчивают контур фигур. Только один новый холст визуально связан с прошлыми работами. Это «Привязанности» (триптих «Волосы»), где изображен треугольник нового времени – мать, дитя и ноутбук. Мы видим мать со спины, девочка обхватила ручкой длинные волосы матери. На следующей картине «Резка» светлое воздушное пространство пересекает широкая черная полоса, на фоне которой страшный нож в руке женщины, также видимой нами со спины, отрезает ее длинные волосы. И, наконец, отрезанный хвост волос на мятой простыне («Хвост»). Автор вопреки общепринятым эотерическим смыслам волос поясняет, что для женщины короткая стрижка означает резкое изменение в жизни к лучшему и отбрасывание прочь надоевшего прошлого.
Памятью о детских годах наполнены картины о детстве. Черная земля со слабыми ростками, на них смотрит ребенок («Пока растет»). Иллюзия детства – смотришь - растет! Белой скатертью накрытый
стол,приборы, руки явно состоявшегося и уже не молодого человека и блюдо с яркими леденцами и карамельками («Поздний ужин») – не осуществленная мечта в детстве, и разочарование в настоящем.
Не следует жить прошлым, поясняет художник, живи сейчас. Фрагмент многосюжетной картины Питера Брейгеля «Нидерландские пословицы» отображен исключительно в оттенках серого и черного в картине «Коллекционер». Женская рука вырезает пленившего ее хозяйку котика, которая за частным не может оценить ценности общего. Узость взглядов, привычка к обыденному, отсутствие любознательности не позволят прожить яркую творческую жизнь. Об этом в картинах про воду – «Кит», «Глубина резкости», «Подводные течения». Палитра – голубовато-серо-черная.
Итак, новая Анастасия Кузнецова-Руф! По другому, но интересно - сейчас и что же дальше? Ирина Филатова