Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Большой выставочный зал
24 февраля - 15 марта
Григорий Кацнельсон "Библиотека убитых поэтов". Живопись. Инсталляция
"Библиотека убитых поэтов посвящается поэтам, убитым собственной страной. Вероятно, за ошибки в правописании" (Григорий Кацнельсон).
В России в ХХ веке поэтов убивали так часто, что из их книг может быть составлена библиотека. "Поэзию уважают только у нас - за неё убивают", - говорил Осип Мандельштам. История того, как это было, сохранена в мемуарах и исторических исследованиях, но почти не отражена в изобразительном искусстве. Более того, у большинства из них нет ни памятников, ни могил, ни музеев. Так что петербургский художник Григорий Кацнельсон - едва ли не первый. Впрочем, дело не в порядковом номере, но в том, что его экспозиция говорит нечто важное и по существу. Выставка неслучайно представлена в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (и создана специально для этого пространства) - Ахматова была одним из концентров того круга, который планомерно уничтожался в годы "красного", а потом и "большого террора".
В "Библиотеке убитых поэтов" - 28 авторов. Принцип отбора простой и зловещий одновременно: на каждую букву алфавита нашелся персонаж, отвечающий жестокому критерию - поэт, бессмысленно уничтоженный в годы террора. Теперь они заняли свое место в каталожных ящиках, отмеченных нужной литерой. Так в библиотеке вместе с самыми известными (Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Павел Флоренский, Даниил Хармс, Владимир Нарбур, Бенедикт Лившиц) возникли почти забытые фамилии, например, Гео Шкурупий или Магжан Жумабаев.
Как знак того, что "хотелось бы всех поименно назвать", в двух ящиках без литер, с пустыми кавычками скрываются портреты без лиц - неназванные, неопознанные, просто неизвестные жертвы.
В центре зала выгородка, по форме напоминающая звезду. Внутри огороженного пятиугольника - стол. За ним - фигура сидящего человека. Может, это свидетель и жертва того времени? Или тот, кто сам отправлял на смерть лучших людей эпохи? Или просто читатель, пришедший в библиотеку в поисках забытых и неизвестных текстов.
Григорий Кацнельсон впервые обратился к теме поэтов, "убитых собственной страной", в 2004 году. Тогда он создал книгу художника "Книга убитых поэтов". Тогда же начал размышлять не только о поэзии, но и о судьбах, в основном, трагических, людей, эту поэзию творивших.
Кроме портретов, в экспозицию включены эскизы к проекту, листы из "книги художника", и конечно, стихи поэтов - героев выставки.